В Государственной Думе состоялась международная научная конференция на тему: «Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия в современном мире»

30 марта в Государственной Думе состоялась международная научная конференция «Конституционное право и политика: проблемы взаимодействия в современном мире». В ней приняли участие представители научного юридического сообщества более чем из 40 регионов Российской Федерации, а также 28 зарубежных специалистов в области теории права из 11 стран. Основное внимание в ходе работы конференции было уделено вопросам развития конституционного права в Российской Федерации.

Открыл конференцию Первый заместитель Председателя Государственной Думы Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. В своем вступительном слове он указал на актуальность мероприятия, так как сегодняшняя работа Парламента не возможна без прочных и конструктивных контактов депутатов с учеными-конституционалистами. По мнению А.Жукова, эти контакты способствуют более качественной подготовке законопроектов и их дальнейшему эффективному претворению в жизнь.

Особое внимание Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
уделил проблеме совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации. Он рассказал об инициативах, которые предлагаются в данной сфере. «Сегодня в нашей стране, по сути, идет реформа конституционно-правовых основ партийного строительства. В частности, и Государственная Дума и Совет Федерации уже подробно обсудили и приняли проект федерального закона № 1471–6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях», внесенный Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым. А.Жуков подчеркнул, что в России запрещено создание региональных политических партий и партий по национальному, религиозному или профессиональному признаку, поскольку политические партии должны не разобщать людей, а способствовать их более активному участию в жизни страны.

«Нам также предстоит рассмотрение законопроекта, который коренным образом изменит порядок избрания депутатов Государственной Думы. Он предусматривает сохранение пропорциональной избирательной системы – выборов по партийным спискам, но при этом вводит разделение страны на 225 территориальных избирательных единиц. Соответственно партии будут выдвигать свои списки в привязке к этим единицам. Это означает, что каждый регион Российской Федерации гарантировано будет иметь как минимум по одному своему представителю в Государственной Думе», — сказал А.Жуков.

Кроме того, по мнению Первого заместителя Председателя Государственной Думы, становится очевидным, что назрела реформа Совета Федерации. «Верхняя палата Парламента собирается инициировать изменения порядка своего формирования. Предполагается, что вместе с губернатором будет выдвигаться несколько кандидатур на пост члена Совета Федерации от исполнительного органа власти субъекта. Занять место сенатора сможет тот кандидат, который получит наибольшее число голосов избирателей».

В заключение своего выступления А.Жуков еще раз обратил внимание на то, что в области конституционного законодательства нашу страну в ближайшее время ожидают большие изменения. «Мы планируем существенно демократизировать и сделать более открытым законодательный процесс в Государственной Думе. Информация о законопроектах размещается в Интернете, она доступна практически всем. Вместе с тем, в соответствии с указом Президента, мы стремимся расширить участие общественности в обсуждении проектов федеральных и федеральных конституционных законов. Соответствующие изменения уже внесены в Регламент Государственной Думы. При Председателе Государственной Думы создан экспертный совет по совершенствованию российского законодательства. К участию в совете приглашены известные правоведы, в том числе, и конституционалисты. Мы надеемся, что в совете будут серьезно обсуждаться наиболее важные законопроекты. В этой связи все предложения и замечания специалистов по конституционному праву для нас особенно важны», — завершил свое выступление Александр Жуков Жуков Александр Дмитриевич Жуков
Александр Дмитриевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
остановился на вызовах, с которыми сталкивается современное конституционное право. К таким вызовам он отнес: демографическую проблему – новое понимание место и роли человека, его прав и свобод. «По данным ООН половина из 7 млрд. проживающих на Земле людей – это люди в возрасте до 24 лет. К сожалению, 90% из этих людей не имеют средств к существованию. Из‑за этого в мире происходят существенные демографические сдвиги. Возникают проблемы миграции и регулирования миграционных потоков, мультикультурности, соотношения прав иностранцев и коренного населения. Необходимо определить грань национального – с какой формой уважения мы должны относиться к правам новых людей, приезжающих в нашу страну. В этой части Конституция Российской Федерации имеет уважительный и толерантный характер. Так как в России мы имеем дело с теми, кто ранее жил в Российской империи, а затем в СССР», — сказал В.Плигин.

Еще одна проблема, на которую он указал в своем выступлении – содержательное наполнение понятия «демократия». «Установление места и роли личности, соотношение частного, общественного и государственного – все это касается и СМИ, и реализации права выбора, и нахождения возможности воздействия человека на свою жизнь. В Государственной Думе мы постоянно работаем над законопроектом о защите персональных данных. Первоначально мы сделали очень жесткий законопроект, ориентируясь на Европейскую конвенцию. Но защита частного в некоторых случаях вступила в противоречие с полномочиями хозяйственных субъектов. В этой связи необходимо четко определиться с границей между частным и публичным». По словам В.Плигина, особое беспокойство вызывает то, что в ходе борьбы с терроризмом и распространением вооружений государство все больше начинает проникать в сферу частной жизни и претендовать на использование новых средств оперативной работы. «Где грань допустимого, где заканчиваются полномочия государства? Мне представляется, что вы как научное сообщество должны это определить», — обратился к присутствующим Владимир Плигин Плигин Владимир Николаевич Плигин
Владимир Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Руководитель Аппарата Государственной Думы Джахан Поллыева обратила внимание на то, что открытость Парламента подразумевает, прежде всего, открытость законодательного процесса для экспертного сообщества. «Власти много там, где много идей. А идеи есть там, где есть интеллектуалы и дебаты. Поэтому мы хотели бы, чтобы подобные мероприятия в Государственной Думе организовывались как можно чаще». Она отметила, что в ходе проведения модернизации общество неизбежно сталкивается с необходимостью модернизации права. «Право – это первая из общественных сил и тех необходимых институтов, которые являются частью цикла модернизации. Поэтому мы с вами присутствуем при начале нового правового цикла. В этой связи особая ответственность лежит на законодателях и экспертном сообществе. Надеюсь, что этот этап работы пройдет очень плодотворно и принесет новые ощутимые результаты», — подчеркнула Д.Поллыева.

В ходе работы конференции также обсуждались вопросы: обеспечения стабильности и укрепления независимости судебной власти; соотношения «сильного правительства» и «сильного парламента»; введения процедуры выборности глав субъектов Российской Федерации; апробации нового предполагаемого порядка формирования Совета Федерации; укрепления и расширения социальных функций частной собственности; комплексных и точечных изменений публичного законодательства; соотношения полномочий субъектов и федеральной власти; возможности создания избирательного кодекса.