Вопросы организации государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения обсуждены на «круглом столе» в Госдуме

22 марта Комитет по охране здоровья провел «круглый стол» на тему: «Организация государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения».

Первый заместитель председателя Комитета Татьяна Яковлева Яковлева Татьяна Владимировна Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, открывая дискуссию, отметила: «Даже самая богатая страна не может содержать здравоохранение только за счет бюджета. Необходимы частные инвестиции». В числе причин, по которым государственно-частное партнерство в России развивается недостаточно активно, Т.Яковлева назвала несовершенство медицинского страхования, кадровые проблемы, высокие инвестиционные риски и нехватку правовой базы.

Представитель Министерства экономического развития Сергей Беляков уточнил, что частные инвестиции могут быть не только в виде денег, но и в виде качества услуг, новых технологий. Он также сообщил, что Министерство готовит пакет поправок в законодательство о государственно-частном партнерстве, задача которых — максимально расширить зону применения проектов.

«Сфера здравоохранения специфична, и эта специфика должна быть учтена, — отметил С.Беляков. — Важно создать условия, чтобы частный инвестор входил на этот потенциально доходный рынок. Ключевой вопрос — мотивация частного инвестора. Без рентабельности частный бизнес в этом секторе работать не будет».

Советник президиума РАМН Сергей Колесников указал на необходимость разработки и принятия программы развития государственно-частного партнерства, в которой были бы согласованы интересы частного бизнеса, государства, экспертного сообщества.

Председатель совета директоров ЗАО «Рикавери групп» Владимир Гурдус подсчитал: для того чтобы довести материально-техническую базу здравоохранения до среднеевропейского уровня, необходимо построить порядка 500 региональных больниц, потратить на реконструкцию свыше двух триллионов рублей. Если идти традиционным путем, это займет порядка 80 лет.

По словам В.Гурдуса, модель государственно-частного партнерства является одной из существенных моделей развития системы здравоохранения многих стран. В странах с развитой экономикой государственно-частное партнерство в области здравоохранения стоит на первом месте из всех вариантов государственно-частного партнерства. Так, в Германии за 10 лет доля лечебных учреждений, управляемых частными компаниями, возросла с 4 до 22 процентов. «Это государственные учреждения, передаваемые в концессию или в управление частным инвесторам, которые проводят соответствующую реконструкцию», — пояснил он.

В России частные инвестиции придут в здравоохранение при условии, если будет обеспечен определенный возврат на вложенный капитал. «Это инвестиции не спекулятивного характера, а долгосрочные проекты на 20 и более лет. Но даже в двадцатилетней перспективе возврат на вложенный капитал должен быть адекватно обеспечен финансовой моделью развития такой системы», — сказал В.Гурдус.

Необходимо ввести адекватный тариф оплаты медицинской помощи, который будет включать не только простое воспроизводство оплаты зарплаты, налогов, но и возврат инвестиций. Без решения этой проблемы никакие инвестиции в здравоохранение не пойдут. Важно и дальше выравнивать частные и государственные медицинские учреждения в вопросах реализации государственных программ, в том числе медицинского страхования и системы здравоохранения.

Кроме того, по словам В.Гурдуса, нужны налоговые льготы для инвесторов и долголетние контракты полного жизненного цикла. Это один из действующих юридических механизмов долгосрочной защиты прав инвестора. Сегодня такого доверия не существует.

В.Гурдус предложил также стимулировать управляющие компании, как российские, так и иностранные, к управлению существующими государственными объектами системы здравоохранения. «Даже сам факт привлечения западной управляющей компании к двум-трем проектам может дать серьезную пищу для размышлений и сравнения эффективности управления в разных моделях», — сказал он.

По итогам обсуждения Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о разработке закона о государственно-частном партнерстве, Министерству финансов — предложения по реформе налогового законодательства, стимулирующие приток инвестиций в социальную сферу. Кроме того, выработаны рекомендации Министерству здравоохранения и социального развития, Министерству экономического развития, региональным органам законодательной и исполнительной власти.

Комитету по охране здоровья рекомендовано создать экспертный совет по проблемам государственно-частного партнерства.