22 марта года под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности

22 марта под председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова Гаврилов Сергей Анатольевич Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.

Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели законопроект «О внесении изменения в статью 64 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части установления пределов размера оплаты труда в акционерных обществах), который внесли Федот Тумусов Тумусов Федот Семёнович Тумусов
Федот Семёнович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
, Сергей Миронов Миронов Сергей Михайлович Миронов
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
и другие депутаты Государственной Думы – члены фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 64 Федерального закона «Об акционерных обществах» положением, согласно которому в акционерных обществах с долей государства или муниципального образования в уставном капитале свыше 25 процентов пределы размера оплаты труда устанавливаются в зависимости от списочной численности работников таких акционерных обществ.

Депутаты отметили, что высокий уровень оплаты труда высших должностных лиц, чрезмерный разрыв между минимальной и максимальной заработной платой в ряде коммерческих и некоммерческих организаций с государственным участием негативно воспринимаются определенной частью общества, особенно в условиях наличия кризисных явлений в экономике и отсутствия существенных положительных результатов деятельности таких организаций. Такое негативное восприятие может явиться одним из факторов, способствующих росту социальной напряженности в обществе.

«Замораживание» заработной платы достаточно широко применялось и применяется в ряде стран как один из способов подавления инфляции и других кризисных явлений в экономике. Поэтому содержащаяся в законопроекте идея установления предельных размеров оплаты труда работников для определенных категорий юридических лиц в целом была поддержана, но с существенной оговоркой – такое ограничение может рассматриваться исключительно как антикризисная и носящая временный характер мера.

Вместе с тем по законопроекту был высказан ряд серьезных замечаний.

Так, члены Комитета обратили внимание на неудачный выбор структурной единицы законодательного акта и самого законодательного акта для внесения предлагаемых законопроектом изменений, поскольку содержание статьи 64 Федерального закона «Об акционерных обществах» никоим образом не относится к тематике законопроекта. Кроме того, вопросы, касающиеся порядка исчисления заработной платы, установления систем оплаты труда работников акционерных обществ, к сфере правового регулирования Федерального закона «Об акционерных обществах» не относятся. Исходя из того, что существо предлагаемых поправок – установление размеров оплаты труда – относится к сфере регулирования трудовых отношений, было признано целесообразным вносить подобного рода изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.

По мнению Комитета, чтобы устранить имеющуюся в законопроекте неопределенность, следует дать разъяснение, что именно подразумевается под термином «размер оплаты труда» и определить, должны ли учитываться при определении «размера оплаты труда» денежные выплаты, полученные от общества в рамках заключенных с обществом гражданско-правовых договоров его работниками, а также членами совета директоров, не являющимися работниками акционерного общества. Также необходимо определить, каким образом и за какой период должен исчисляться размер оплаты труда работников акционерного общества.

Депутаты отметили, что выбор авторами законопроекта организационно-правовой формы юридического лица, в отношении которого устанавливаются пределы размера оплаты труда – акционерного общества – является односторонним. Между тем, с участием государства или муниципального образования могут существовать также общества с ограниченной ответственностью; на базе находящегося в собственности государства или муниципального образования имущества могут действовать унитарные предприятия и бюджетные учреждения, которые владеют таким имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. За счет имущественных взносов Российской Федерации созданы и осуществляют свою деятельность государственные корпорации. Полностью за счет средств соответствующих бюджетов производится финансирование расходов, связанных с оплатой труда работников органов всех ветвей государственной власти и местного самоуправления. Однако законопроектом не предлагается каких‑либо ограничений размеров оплаты труда работников таких организаций, хотя предусмотренные законопроектом ограничения по размеру оплаты труда было бы более уместным устанавливать именно в отношении организаций, которые осуществляют свою деятельность полностью или частично за счет бюджетного финансирования.

Было также указано, что реализация положений законопроекта может привести к оттоку из акционерных обществ с государственным участием высококвалифицированных специалистов, а также будет провоцировать работодателей к использованию разного рода «серых» схем выплаты заработной платы, что, в свою очередь, приведет к снижению поступлений в бюджеты различных уровней.

Кроме того, к недостаткам законопроекта было отнесено отсутствие в сопроводительных материалах к законопроекту каких‑либо расчетов и обоснований предлагаемых пределов размера оплаты труда в акционерных обществах с государственным или муниципальным участием.

По итогам обсуждения Комитет принял решение не поддерживать законопроект.

Вторым вопросом повестки был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (в части уточнения приватизации жилых помещений).

Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрена необходимость получения согласия на приватизацию жилого помещения всех совместно проживающих в нем совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Законопроектом предусматривается установить, что указанное согласие требуется получить от всех лиц (независимо от места их постоянного проживания и семейных отношений с нанимателем жилого помещения), имеющих право пользования этим жилым помещением и ранее не реализовавшим своё право на безвозмездную приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

Депутаты в ходе обсуждения поддержали концепцию законопроекта о снятии права «вето» на приватизацию жилого помещения со стороны членов семьи нанимателя, уже реализовавших свое право на приватизацию жилья. В то же время отмечалось, что большинство внутрисемейных конфликтов должны решаться в судебном порядке, позволяющем более предметно разобраться в каждой конкретной ситуации и вынести наиболее объективное и справедливое решение, учитывающее интересы всех заинтересованных сторон.

Недостаточно обоснованным является предложение об исключении из закона понятия «совместно проживающие» граждане РФ и его замену на слова «имеющих право на приватизацию жилого помещения», так как в этом случае утрачивается важный критериальный признак – факт совместного пользования гражданами таким помещением. В этом случае согласие на приватизацию может потребоваться от членов семьи нанимателя помещения, фактически не имеющих права пользования жилым помещением по причине проживания и пользования иным жилым помещением. А бывшие члены семьи нанимателя, которые согласно законопроекту также получат возможность согласовывать решение о приватизации, должны будут на момент его принятия доказывать наличие у них права пользования приватизируемым жилым помещением.

Комитетом поддержано положение законопроекта об исключении из Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» понятия «ведомственный жилой фонд», поскольку такой термин отсутствует в Жилищном кодексе Российской Федерации, а также предлагаемое законопроектом уточнение в части перехода жилого помещения в общую долевую собственность, а не в общую совместную собственность приватизирующих такое помещение лиц.

Члены Комитета по вопросам собственности обратили внимание, что действующий уже почти 20 лет Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» утрачивает силу с 1 марта 2013 года, т. е. менее чем через год.

Депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думы принять законопроект в первом чтении.

Третьим и четвертым вопросами повестки дня депутаты рассмотрели вопросы «О подтверждении правомочности заключения по проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О подтверждении правомочности заключения по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные статьи Земельного кодекса Российской Федерации». Депутаты Комитета подтвердили решения Комитета по собственности 5-го созыва и рекомендовали Государственной Думе отклонить проекты указанных федеральных законов.