Уважаемые друзья!
Рад вас приветствовать в Таврическом дворце. Впервые я был в этом зале в 1975 году, когда, будучи студентом, участвовал в работе Пленума Ленинградского обкома Комсомола. Конечно, для меня огромная честь впервые выступать в этом историческом зале в качестве Председателя Государственной Думы.
Именно здесь проходили заседания дореволюционной Думы, именно здесь начиналась работа дореволюционного российского парламента, именно здесь зарождались первые традиции российского парламентаризма, которые мы сегодня не только продолжаем, но и искренне стремимся их совершенствовать, чтобы и наша работа и традиции российского парламентаризма полностью соответствовали требованиям XXI века.
Уверен, что каждый, кто поднимается на эту трибуну и каждый, кто заходит в этот удивительный зал, испытывает самые разные чувства. Это и признательность предшественникам за передовые для своего времени идеи, и инициативы первой Государственной Думы России, это, конечно, и сожаление, что путь последовательного развития российского парламентаризма, развития демократии в нашей стране 95 лет назад был прерван.
В наши дни комплекс зданий Таврического дворца стал местом работы сразу нескольких межпарламентских и межгосударственных структур – Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ и Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС. Даже этот факт символизирует продолжение исторической традиции, неразрывную связь между прошлым и настоящим. События, которым посвящена сегодняшняя встреча – учреждение 20 лет назад Межпарламентской Ассамблеи СНГ и состоявшееся 106 лет назад учреждение Государственной Думы – можно по праву назвать для евразийского парламентаризма основополагающими, ключевыми для развития демократических традиций в наших государствах и на евразийском пространстве в целом. И в этой связи мы должны ответственно и содержательно подойти к празднованию этих и других знаменательных дат в рамках Года российской истории, извлечь необходимые уроки и сделать фундаментальные выводы на перспективу.
В апреле этого года мы будем праздновать очередную годовщину со дня начала работы первой Государственной Думы. Этому событию, считаю, должна быть посвящена научно-практическая конференция, а также – расширенное заседание Экспертного совета при Председателе Госдумы, где мы планируем обсудить вышеназванные вопросы в контексте истории и рассмотреть актуальные задачи современного этапа развития парламентаризма. Пользуясь случаем, приглашаю наших уважаемых коллег принять участие в этом мероприятии.
И сегодня я хотел бы остановиться именно на характеристиках нынешнего этапа развития парламентаризма.
У евразийского парламентаризма – общие истоки, но у парламента каждого из государств СНГ – своя специфика, свои условия деятельности. Так, в жизни современной России все большую роль стала играть гражданская активность. А это значит – должны измениться и имидж, и сам уровень работы Федерального Собрания Российской Федерации. Причем, баланс новаций и преемственности предопределен уже самими результатами выборов. Вы знаете, что возросло представительство в Государственной Думе оппозиционных партий и соответственно их возможности. В этом созыве депутаты от оппозиции возглавляют почти половину комитетов Госдумы. В этой связи, необходимым условием эффективной работы Парламента является постоянный межфракционный диалог, желание, стремление и умение искать и находить консенсусы.
Хотя состав нынешнего парламента России определила избирательная кампания, его судьбу определяет реальная деятельность всего депутатского корпуса. Стиль избирательных кампаний не может быть стилем повседневной парламентской работы. Да, эмоциональная составляющая в выступлениях депутатов помогает привлечь внимание избирателей, но эмоции – не лучший помощник в выработке качественных законодательных решений. Здесь, прежде всего, необходимы профессионализм и ответственность, без которых самостоятельность парламента невозможна. Решения здесь не просто принимаются, но и разрабатываются. Все законодательные инициативы проходят подробное и профессиональное обсуждение. А сам законотворческий процесс требует теснейшего взаимодействия с экспертным юридическим сообществом.
Именно учитывая эти задачи, и был создан Экспертный совет при Председателе Государственной Думы, а в самые ближайшие дни я подпишу распоряжение о создании Совета по совершенствованию законодательства, в состав которого войдут видные российские юристы. Этот Совет возглавит Первый заместитель Председателя Государственной Думы А.Д. Жуков.
Уверен в том, что роль парламента, как площадки для диалога, должна возрастать. Не только как диалога межфракционного и межпартийного, а как максимально широкого общественного диалога. И вы знаете, для обсуждения законопроектов о политической реформе мы пригласили как представителей партий, не прошедших в парламент, так и тех, которым процедура регистрации еще предстоит.
Очевидно, что новое законодательство о партиях приведет к росту их количества, и я уже дал поручение Комитету по регламенту Государственной Думы рассмотреть, как лучше обеспечить организацию таких парламентских мероприятий, как обеспечить участие в них большого числа политических партий. Решение принимают депутаты, но чтобы прислушаться к мнению других партий, считаю, совсем не обязательно ждать, пока они получат представительство в Парламенте.
Одновременно с этим важны новые меры по более полному информированию избирателей о нашей работе и дальнейших планах. Действия депутатского корпуса должны быть открыты и понятны обществу. Что касается уже имеющейся практики предварительного обсуждения законопроектов в Интернете, то это тоже требует более активной позиции и поддержки со стороны Государственной Думы.
Отдельное направление работы обеих палат Федерального Собрания России – это взаимодействие законодательных и представительных органов разных уровней. В этих целях при Совете Федерации действует Совет законодателей, а при Государственной Думе в прошлом созыве была создана Ассамблея российских законодателей. Их состав во многом совпадает, задачи тоже достаточно сходные. Нам представляется, что целесообразно уйти от дублирования, и мы вместе с коллегами ведем консультации на этот счет. Это тем более важно, если учесть стоящие на повестке дня общие задачи по децентрализации, укреплению местного самоуправления, повышения авторитета Федерального собрания и законодательной ветви власти в целом.
Деятельность парламента должна быть направлена на решение проблем граждан, а его позицию необходимо постоянно сверять с общественным мнением. Энергия гражданской активности должна стать двигателем развития страны, а страна должна видеть позицию парламента и по конкретным законопроектам, и по фундаментальным вопросам развития нашего государства. Исходить следует не только из сегодняшней ситуации, но и учитывать перспективу – именно в этом заключается наиболее действенное средство качественных изменений законодательства и гарантия устойчивого развития нашего общества. Рост качества парламентской деятельности – это залог роста его авторитета и его состоятельности.
Все, кто следил за осенней избирательной кампанией в России, могут оценить, насколько разные программы предлагали политические партии. Но хочу обратить внимание, что многие предложения, даже не прошедших в парламент партий, получили поддержку со стороны граждан. И в работе над законами мы должны быть настроены на поиск компромисса. Конфликт не может быть целью для ответственного парламента. В этой связи особого внимания и изучения заслуживает тот исторический опыт, который связан с преодолением разногласий. Дореволюционные Думы были представлены большим количеством политических партий, и они умели искать и находить и компромисс, и консенсус – этому нам нужно у них учиться. Это касается как взаимодействия и между фракциями, так и между ветвями власти. Тем более, что нам предстоит новый этап диалога. 4 марта в России состоялись президентские выборы, и впереди – вступление в должность избранного Президента, рассмотрение в Госдуме вопроса о даче согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, формирование нового Кабинета Правительства. В рамках консультаций нам предстоит обсудить и стратегические вопросы развития страны, и среднесрочные и долгосрочные планы Правительства Российской Федерации, а также вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти. Среди механизмов нашего: и парламентский контроль, и отчетность перед депутатами, более тесная работа парламентариев и Счетной палаты. В числе актуальных задач – развитие института парламентского расследования, выработка новых подходов к парламентским слушаниям.
Очевидно, что появляются новые задачи и в сфере межпарламентских контактов. Сотрудничество с парламентами стран СНГ, в том числе, в рамках Межпарламентской Ассамблеи, всегда было для нас приоритетным. Сегодня, в связи с выходом на новый уровень интеграции, его значение резко возрастает. Процесс формирования Евразийского экономического союза, безусловно, расширит фронт законотворческих работ. И не только в рамках национальных парламентов, но и в рамках обновленных межпарламентских институтов. Такое взаимодействие становится важной предпосылкой и для включения в интеграционные процессы новых участников. К примеру, месяц назад я был в Украине, беседовал с руководством страны, с моими коллегами — депутатами Верховной Рады. Мы говорили о возможности участия Украины в евразийской интеграции.
Исхожу из того, что в ближайшие годы должны быть созданы все условия для подписания в 2015 году всеобъемлющего Договора о Евразийском экономическом союзе. Кроме того, уже сейчас надо думать о путях создания Евразийского парламента. Этой теме мы посвятим еще не одну подобную дискуссию.
Уверен, что названные задачи станут достойным продолжением исторических традиций, для развития которых многое делает Межпарламентская Ассамблея СНГ.
Я желаю всем нам больших успехов в деле развития парламентаризма в России, в деле развития Евразийского парламентаризма и демократии!
Благодарю за внимание.