С заседания Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов

На заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, состоявшемся 20 марта под председательством Андрея Исаева Исаев Андрей Константинович Исаев
Андрей Константинович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 33 (Удмуртский – Удмуртская Республика)
, депутаты рассмотрели внесенный Правительством законопроект № 15944–6 «О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенции №173)».

Депутатам документ представил заместитель министра здравоохранения и социального развития Александр Сафонов.

Принятая 79-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 23 июня 1992 года в Женеве и ратифицированная девятнадцатью государствами — членами МОТ, Конвенция предусматривает два механизма защиты требований трудящихся в случае несостоятельности работодателя: предоставление привилегий в отношении требований работников к работодателю и создание гарантийных учреждений, обеспечивающих такие требования.

В первом случае требования трудящихся должны удовлетворяться из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов.

Привилегированными являются требования по заработной плате, по выплатам отпускных, по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе, по выходным пособиям.

Согласно Конвенции, каждое государство, ратифицирующее ее, принимает обязательства, вытекающие из раздела II, предусматривающие защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из раздела III, предусматривающего защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, или обязательства, вытекающие из обоих разделов.

В соответствии с законопроектом о ратификации, Россия принимает обязательства, вытекающие из раздела II.

При этом национальное законодательство может ограничивать объем привилегированных требований трудящихся конкретной суммой, которая должна быть не ниже социально приемлемого уровня. Размер такой суммы должен периодически корректироваться, с тем чтобы ее стоимость сохранялась.

В соответствии с требованием раздела II Конвенции национальное законодательство должно предоставлять требованиям трудящихся более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения.

Термин «неплатежеспособность» Конвенция относит к ситуациям, «при которых в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе». В то же время Конвенция допускает распространение термина «неплатежеспособность» на другие ситуации, в которых требования трудящихся не могут быть удовлетворены в силу финансового положения предпринимателя, например, если сумма активов предпринимателя признается несоответствующей требованиям, установленным для открытия процедуры, касающейся неплатежеспособности.

Конвенция охватывает всех наемных работников и все области экономической деятельности.

Комитет рекомендовал Госдуме ратифицировать Конвенцию.

Вместе с тем, было отмечено, что несмотря на привилегированное положение работников перед другими кредиторами, действующее законодательство не гарантирует безусловной защиты прав работников на заработную плату.

«Мы знаем ситуации, когда права на заработную плату в случае банкротства работодателя нарушаются, работник ничего не получает», — сказал А.Исаев.

По его словам, впоследствии России целесообразно ратифицировать раздел III Конвенции, предусматривающий создание специализированных гарантийных учреждений. «Такую роль мог бы сыграть фонд занятости, если бы он был воссоздан», — предложил А.Исаев.

А.Сафонов скептически отнесся к такой идее, заметив, что для воссоздания фонда тарифы страховых взносов должны быть повышены на 1 процент.

Кроме того, депутаты рассмотрели и рекомендовали Госдуме принять в первом чтении законопроект №475228-5 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как сообщил присутствовавший на заседании Комитета заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, действующий закон предоставляет инвалидам право на пятидесятипроцентную скидку по оплате неприватизированного жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.

«Но на практике возникает масса коллизий. Инвалидам и их семьям не дают скидку, если многоквартирный дом, в котором они проживают по договору социального найма, не является собственностью государства или муниципалитета, а находится, к примеру, в собственности ТСЖ», — пояснил М.Топилин.

Предложенная в закон поправка позволит исключить неоднозначное толкование закона, и инвалиды, проживающие в жилых помещениях, предоставленных им по договору социального найма государством или муниципалитетом, будут иметь право на скидку независимо от формы собственности многоквартирного дома.