Выступление Сергея Нарышкина на Международном экономическом форуме
Уважаемые участники форума!
«Парламентское измерение Евразийской интеграции имеет принципиальное значение. Развитие бизнеса, регулирование торговли и других форм сотрудничества невозможно без эффективной нормативно-правовой базы. Мы понимаем, что предстоит большой, если не сказать – беспрецедентный, объем законотворческих работ по развитию экономических форм интеграции. Однако это лишь подчеркивает возрастающую роль парламентов наших стран на современном этапе.
В этой связи первое, на что хочу обратить ваше внимание – это уникальность самого образования, каким является Содружество Независимых Государств. Эта уникальность – в его способности развивать многоуровневую и разноскоростную интеграцию – с учетом социально-экономического и территориально-отраслевого различия государств, входящих в СНГ. Между тем, сегодня уже очевидно, что по ряду ключевых направлений требуется синхронное принятие согласованных в рамках Содружества интеграционных решений, необходимых для обеспечения баланса интересов всех государств – членов СНГ. К числу таких важнейших решений относится ратификация Договора о зоне свободной торговли. Он, как вы знаете, учитывает и создание Таможенного союза трех государств, и базируется на принципах ВТО и создает предпосылки для подписания в будущем Договора о свободной торговле в сфере услуг.
В Государственной Думе этот документ уже прошел все необходимые процедуры. Я уверен, что сегодня на вечернем пленарном заседании Государственной Думы, после обсуждения депутатами, он будет ратифицирован.
Вместе с тем, не во всех государствах – участниках Договора такая же динамика процесса ратификации. И я надеюсь, что соответствующие правительства обратят на это внимание. Мои же встречи с коллегами из других парламентов показывают их заинтересованность в ратификации этого важнейшего документа.
Следующий момент – это реализация второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года. Она предполагает активизацию работы по созданию межгосударственного инновационного пространства, что невозможно без законодательного обеспечения этих процессов.
В рамках Межпарламентской ассамблеи сейчас идет разработка модельного Инновационного кодекса для государств – участников СНГ. Данная тематика находится и в сфере пристального внимания Государственной Думы.
Так, принят ряд изменений в Налоговый кодекс – в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, а также изменения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
Подчеркну: в России многое в законодательном обеспечении инновационной деятельности сделано, и мы двигаемся дальше. Сейчас на рассмотрении находится ряд законодательных инициатив по созданию комплексной правой базы государственной поддержки инновационной деятельности.
Успешный перевод российской экономики на инновационный путь развития не может осуществляться изолированно, и при рассмотрении таких законопроектов мы намерены учитывать и принципы международного сотрудничества.
Я знаю, что парламенты стран СНГ также уделяют особое внимание инновационному развитию, и мы уверены, что в ходе дискуссий участники экономического форума СНГ выскажут свои предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В третьих – нынешний, 2012 год, в Содружестве посвящен сотрудничеству в такой ключевой для современного развития области, как связь и информатизация. В настоящее время разрабатывается проект межгосударственного соглашения по формированию Объединенной информационной системы государств – участников СНГ по защите от биоопасностей.
В Российской Федерации принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который создал правовую основу для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий. Нормы данного закона были развиты и в ряде отраслевых актов.
Что касается межгосударственного сотрудничества, то следует отметить ратификацию нами в 2012 году Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.
Еще одно, четвертое направление экономического сотрудничества – это трудовая миграция.
Для России эта тема является актуальной не только в связи с большим притоком рабочей силы из стран Содружества, но и необходимостью разработать дифференцированные механизмы привлечения трудовых мигрантов.
В дальнейшем – с учетом демографической обстановки в различных странах СНГ – значение формирования общего рынка труда будет только возрастать. И необходимо совместно продумать меры, направленные на обеспечение баланса кадрового состава в различных отраслях экономики, исходя из специфики условий и потребностей государств СНГ.
Надо также максимально содействовать образовательной миграции, росту академической мобильности, крайне важной для развития инновационного сотрудничества. При этом должны приниматься самые действенные меры по противодействию незаконной миграции.
Очевидно, что все это потребует разработки целого пакета законодательных и нормативно-правовых актов.
За последнее время произошли заметные «прорывы» на евразийском интеграционном направлении. И конечно важно, чтобы работа парламентов России, Белоруссии и Казахстана не отставала от интеграционных тенденций на Евразийском пространстве. В поле нашего зрения должны быть формирование и развитие Евразийских наднациональных институтов, дальнейшее сближение, гармонизация и унификация национальных законодательств. Эти задачи были, в частности, в центре внимания вчерашнего заседания в Москве (19 марта 2012 года) Межгоссовета ЕврАзЭС и Высшего евразийского экономического совета.
Убежден, что решение такой амбициозной задачи, как создание к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза, потребует серьезной перестройки всего комплекса межпарламентского взаимодействия в его евразийском измерении. В результате, на наш взгляд, должен быть создан Евразийский парламент. Конечно, эта задача не может быть решена сразу и предполагает поэтапное преобразование Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС в Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею, а затем – в полноценный Евразийский парламент.
С 1 февраля начал действовать первый межгосударственный регулирующий орган на постсоветском пространстве – Евразийская экономическая комиссия. Основные ее решения потребуют приведения в соответствии с ними национальных законодательств и предварительной парламентской экспертизы. Поэтому уже в ближайшее время необходимо наделить рядом существенных полномочий создаваемую Евразийскую Межпарламентскую Ассамблею. В частности она должна будет разрабатывать Основы законодательства в базовых сферах правоотношений, которые после рассмотрения Высшим евразийским экономическим советом приобретали бы директивный характер.
Евразийская экономическая интеграция невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран. В этом плане евразийский парламентский орган мог бы сыграть важную роль. Речь идет о выработке рекомендаций для Высшего евразийского экономического совета, обращениях с запросами и рекомендациями к Евразийской экономической комиссии, Евразийскому суду, а также к парламентам членов и партнеров нового интеграционного образования.
В рамках формируемого евразийского парламентского органа будут взаимодействовать парламентские делегации государств – членов Евразийского экономического пространства: Белоруссии, Казахстана и России, а так же партнеров по сотрудничеству: Кыргызстана и Таджикистана.
Единое экономическое пространство открыто для приема новых членов и партнеров. И по мере готовности и при политической воле оно, безусловно, будет расширяться. Представляется, что участие парламентов – партнеров в Евразийской Межпарламентской Ассамблее будет важной предпосылкой для обретения со временем заинтересованными государствами более высокого статуса. Во время моего недавнего визита в Украину мы обсуждали эти вопросы с коллегами из Верховной Рады.
В период 2012–2014 годов должны быть созданы все условия для подписания в 2015 году всеобъемлющего Договора о Евразийском экономическом союзе, подготовленного на основе кодификации и развития договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В рамках этого Договора, на мой взгляд, и можно будет рассматривать в полном объеме вопрос о создании Евразийского парламента. В частности, наделения его законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европейским парламентом. Это, в свою очередь, сделает актуальным и постановку вопроса о порядке формирования Евразийского парламента на основе прямых демократических выборов.
Завершая, еще раз подчеркну: правотворческая функция и деятельность парламентов имеют особое значение для обеспечения и развития интеграционных процессов.