15 марта состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
15 мартапод председательством председателя Комитета Сергея Гаврилова
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
состоялось очередное заседание Комитета по вопросам собственности.
Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели законопроект «Об обращении в государственную и муниципальную собственность имущества юридических и физических лиц, отчужденного из государственной или муниципальной собственности в процессе приватизации», внесенный депутатами Государственной Думы Г.А.Зюгановым, В.И.Кашиным, В.С.Никитиным и другими депутатами Государственной Думы – членами фракции КПРФ. С докладом выступил депутат Государственной Думы Николай Арефьев
Арефьев
Николай Васильевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
.
В соответствии с законопроектом в государственную или муниципальную собственность могут быть обращены предприятия как имущественные комплексы, земельные участки в составе имущественного комплекса, объекты недвижимого имущества, ранее проходившие процедуру приватизации. Такое обращение указанного имущества проводится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Согласно законопроекту, бывшему собственнику имущества выплачивается возмещение, размер которого равен разнице между стоимостью имущества на момент обращения в государственную или муниципальную собственность и стоимостью имущества на момент его приватизации. При этом оценка имущества, в отношении которого применяется процедура обращения, производится в соответствии с методикой оценки такого имущества на момент приватизации.
В ходе обсуждения законопроекта большинство членов Комитета по вопросам собственности поддержали концептуальные положения законопроекта, согласно которым обращению в государственную собственность (национализации) может подлежать ранее приватизированное недвижимое имущество, необходимое для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем отмечалось, что рассматриваемый законопроект предлагает ряд правовых механизмов, требующих согласования с нормами Конституции РФ и гражданского законодательства, а также содержит внутренние противоречия.
В частности, предусмотренная законопроектом возможность обращения имущества в муниципальную собственность не соответствует статье 35 Конституции РФ и статье 235 Гражданского кодекса РФ.
В статье 3 законопроекта имеются внутренние противоречия в отношении ограничений сферы действия законопроекта. В этой связи необходимо однозначно указать, что действие законопроекта не распространяется на жилищный фонд, дачные, садовые земельные участки, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, гаражи независимо от того, находились ли эти объекты недвижимого имущества в государственной или муниципальной собственности или не находились.
Необходимо также конкретизировать основания для национализации имущества, указанные в статье 6 законопроекта, ограничив их обороной страны и обеспечением безопасности государства.
С учетом того, что законопроект направлен на национализацию имущества производственного назначения, а предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, представляется некорректным распространение сферы правового регулирования законопроекта на физических лиц, тем более, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Законопроект не предусматривает судебный порядок национализации имущества, что не в полной мере согласуется со статьей 35 Конституции РФ. В этой связи представляется целесообразным включить в законопроект положение о том, что размер возмещения, выплачиваемого собственнику национализируемого имущества, должен быть подтвержден в судебном порядке.
Предлагаемый в законопроекте механизм определения стоимости имущества на основе его стоимости в момент приватизации, стоимостном учете потерь (отчуждение, выбытие) и улучшений такого имущества за прошедший с момента приватизации период времени с экономической и юридической точки зрения не реализуем на практике из‑за невозможности правильного учета инфляционных процессов, износа имущества, изменения его состава, качественных характеристик и т. п. В этой связи более целесообразным представляется рассчитывать размер возмещения на основе рыночной стоимости национализируемого имущества, которая для имущественного комплекса предприятия включает в себя износ имущества, дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также иные факторы.
По мнению членов Комитета, законопроект целесообразно также дополнить положениями, гарантирующими сохранение трудовых отношений с работниками предприятия, имущественный комплекс которого обращен в государственную собственность.
С учетом того, что замечания по законопроекту не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет по вопросам собственности рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Вторым вопросом повестки были рассмотрены проекты федеральных законов «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников», внесенный депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, А.Л.Бурковым, О.Л.Михеевым. Докладчик – депутат Государственной Думы Сергей Миронов
Миронов
Сергей Михайлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
подчеркнул, что законопроектом предусматривается введение ответственности собственников в виде возмездного изъятия (национализации) их имущества за осуществление ими социально неэффективной предпринимательской деятельности, устанавливается закрытый перечень оснований для принятия государством решения о национализации имущества в государственную собственность, порядок принятия решения о национализации на уровне Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, процедура изъятия и расчета величины возмещения собственнику стоимости изымаемого имущества и понесенных им при этом убытков.
Большинство членов Комитета по вопросам собственности считают концепцию законопроекта актуальной, предлагающей реальный механизм воздействия государства на недобросовестных предпринимателей.
В ходе обсуждения законопроекта отмечалось, что авторами законопроекта предпринята попытка социализации гражданского законодательства посредством увязки гражданско-правовых отношений с их социально-экономическим назначением. Безусловно, такое концептуальное предложение представляется серьёзной правовой новеллой, в значительной степени изменяющей основы гражданского законодательства.
Необходимо отметить, что устранить большинство причин, перечисленных в законопроекте в качестве оснований для национализации, представляется в полной мере возможным без изъятия имущества у собственника с помощью мер, предусмотренных российским законодательством, в частности, Трудовым кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Уголовным кодексом РФ и иными нормами федеральных законов.
Таким образом, национализация имущества социально неэффективных собственников является вынужденной мерой, ставшей следствием негативных социальных последствий предпринимательской деятельности собственников. Однако из законопроекта неясно, кто и каким образом определяет юридический факт наступления указанных негативных последствий и подтверждает наличие причинно-следственной связи между предпринимательской деятельностью собственника и наступившими негативными последствиями. Согласно концепции законопроекта эти полномочия возлагаются на Правительство РФ и высший орган исполнительной власти субъекта РФ. При этом в законопроекте отсутствуют положения об обязательном судебном рассмотрении наличия реальных оснований для возмездного изъятия имущества — собственник вправе лишь оспорить в суде уже принятый соответствующий нормативный правовой акт Правительства РФ или высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.
Согласно части 9 статьи 8 и статье 9 законопроекта, окончательное решение о национализации конкретного имущества в федеральную собственность принимается Государственной Думой в форме постановления. Вместе с тем, часть 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации содержит перечень вопросов, отнесенных к ведению Государственной Думы, по которым она вправе принимать постановления. Следует отметить, что упомянутый перечень не содержит вопроса о принятии решения о национализации конкретного имущества.
Указанный в законопроекте механизм определения размера возмещения, выплачиваемого собственнику изымаемого имущества, не в полной мере соответствует Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которому при установлении рыночной стоимости имущества учитывается прибыль от использования такого имущества, а, следовательно, и убытки от его изъятия, в связи с чем некорректно определять размер возмещения как сумму рыночной стоимости изымаемого имущества и величины убытков.
С учетом того, что имеющиеся замечания к законопроекту не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению, Комитет по вопросам собственности рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
В прениях по законопроектам выступили депутаты Государственной Думы Владимир Афонский
Афонский
Владимир Игорьевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0184 (Новомосковский – Тульская область)
, Антон Беляков
Беляков
Антон Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Александр Бурков
Бурков
Александр Леонидович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
, Николай Иванов
Иванов
Николай Николаевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
, Валерий Селезнев
Селезнев
Валерий Сергеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, Андрей Свинцов, а также представители Минэкономразвития Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации.
Третьим вопросом был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Депутаты Комитета по вопросам собственности рекомендовали принять в первом чтении внесенный членом СФ ФС РФ А.П.Торшиным законопроект «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 14 Федерального закона „О государственном кадастре недвижимости“, направленный на уточнение и дополнение перечня правоохранительных органов, которые вправе на безвозмездной основе получать информацию из государственного реестра прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости.