Добрый день, уважаемые коллеги, друзья!
Здесь, в Торгово-промышленной палате считаю нашу сегодняшнюю встречу важной и своевременной и для депутатов Государственной Думы, и для российского бизнеса.
Государственная Дума шестого созыва уже работает два с половиной месяца и считает правильным без задержки договориться о взаимодействии парламента и Торгово-промышленной палаты России, равно как и с организациями, представляющими интересы отечественного бизнес-сообщества. Прежде всего, с самой авторитетной, самой многочисленной организацией — Торгово-промышленной палатой России.
Я рассчитываю, также как и вы, на предметный разговор, так как здесь присутствуют депутаты Госдумы, включая руководителей профильных комитетов, а также представители региональных торгово-промышленных палат.
Скажу, что сегодня Торгово-промышленная палата России — это 174 территориальные палаты и более 40 тыс. членских организаций. Статус Торгово-промышленной палаты особый, ее статус закреплен в законе, ей предоставлено право участвовать в подготовке законопроектов, затрагивающих интересы предпринимателей российского бизнеса.
Я подчеркну, что палата активно пользуется свои правом, и за время работы Государственной Думы пятого созыва Торгово-промышленная палата представила в Государственную Думу порядка 350 заключений по различным законопроектам. Надеюсь, что и впредь мы будем строить свою работу вместе и очень рассчитываем на вашу помощь и поддержку. При этом мы будем работать с другими предпринимательскими объединениями, равно как и с другими общественными организациями, представляющие российское бизнес-сообщество.
Такая работа — использования экспертного потенциала Торгово-промышленной палаты, конечно, расширяет возможности экспертного сопровождения правотворческого процесса Государственной Думы.
Я исхожу из того, что взаимодействие с гражданским обществом позволит парламенту эффективнее исполнять своё предназначение. Профессионально обсуждать актуальные проблемы, формулировать правовые нормы – в интересах граждан, в интересах всей нашей страны.
Сегодня мы видим, что эмоции, связанные с двумя самыми важными событиями в общественно-политической жизни страны постепенно ослабевают и пора приступить к конкретной работе. Эти эмоции понятны и справедливы.
Как сказал Владимир Владимирович, это важнейшие события — выборы парламента, выборы президента, и кроме того, страна находится на интересном этапе своего развития. Развивается демократизация, растет активность гражданского общества. Эти эмоции понятны и принимаются.
Центральными темами предвыборных кампаний были вопросы развития экономики и связанные с этим вопросы социального благополучия. Обществу были представлены самые разные подходы, позиции, которые защищали кандидаты. Вчера, выступая на заседании палаты, я сказал и хочу еще раз повторить: мы должны внимательно отнестись ко всем тем позитивным предложениям и идеям, которые были представлены кандидатами в президенты. В том числе, и в части развития экономики, центрального ее сектора. Конечно, часть предложений должна быть трансформирована в соответствующие законодательные инициативы.
Говоря о стратегических задачах в области экономики, отмечу, что существует ряд очевидных приоритетов, на которые будут ориентироваться законодатели. Среди них я бы выделил следующие. Во‑первых, это сохранение макроэкономической стабильности и соответственно – прогнозируемого развития бизнеса. В чём заинтересованы и государство, и бизнес-сообщество. Угрозы, связанные с кризисными явлениями, до конца с повестки не сняты. При этом у государства есть серьёзные социальные обязательства, которые при любых условиях должны быть выполнены. Есть также целый ряд крупных инфраструктурных проектов, невозможных без частно-государственного партнёрства. Депутаты будут учитывать это, в том числе и в работе над федеральным бюджетом.
Второе, это стимулирование инновационного развития. Стратегический приоритет, который невозможно реализовать без участия бизнеса и без координации действий. Предстоит продолжить масштабную и кропотливую работу, в том числе законотворческого характера.
В‑третьих, это защита конкуренции. Только свободное и честное соперничество бизнеса – по понятным и справедливым правилам – позволит нам создать эффективную и устойчивую национальную экономику. Обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Повысить роль малого и среднего бизнеса. Для цивилизованной конкуренции, конечно же, нужны условия. Для этого и будут приниматься законы о федеральной контрактной системе, об усилении антикоррупционных механизмов, включая введение контроля за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, о передаче экономических дел в арбитражные суды из судов общей юрисдикции.
Четвертое, это защита отечественного производства – и промышленного, и сельского. Представители отдельных отраслей опасаются вступления во Всемирную торговую организацию. Отмечу, что в ходе многолетних переговоров Россия сумела оговорить для себя существенные преференции как для будущего члена ВТО. Вместе с тем, дискуссия в Государственной Думе при ратификации соответствующих документов ожидается острая. В рамках парламентских процедур будут ещё раз проанализированы все последствия вступления в ВТО для наших предприятий, для внутреннего рынка. В этой работе мы также рассчитываем на экспертную поддержку со стороны ТПП.
В‑пятых, это социальная направленность всех преобразований.
России необходима такая экономическая модель, при которой будут созданы условия для полноценного развития личности. Дело в том, что человеческий капитал сегодня является основным ресурсом развития экономики. Общество ждёт от национального бизнеса инициатив по решению широкого круга задач. Этому, безусловно, может способствовать деловая этика, опирающаяся на ответственность, компетентность и традиции. У общества, построенного исключительно на потреблении, нет перспективы. Культура предпринимательства немыслима без создания новых рабочих мест, повышении безопасности труда, участия в программах здравоохранения и образования, в развитии пенсионных систем, в реализации проектов духовно-нравственного характера.
Нам предстоит много работы. Вместе – мы сделаем её быстрее и эффективнее.
В этой связи я предлагаю продолжать практику прямых контактов между профильными комитетами Госдумы и Торгово-промышленной палаты. Обмениваться данными мониторинга правоприменительной практики. Проводить совместные мероприятия – слушания, круглые столы, конференции.
Надеюсь, что у нас вместе все получится.