
Уважаемые коллеги!
Я посчитал правильным взять слово по двум обстоятельствам. Первое – это уже состоявшиеся выборы Президента Российской Федерации. И второе – это выводы по итогам моих последних встреч, которыми я хотел бы с вами поделиться.
Прежде всего – каждая из представленных в парламенте политических партий на выборах поддерживала своего кандидата, и трое из них – наши коллеги, лидеры парламентских фракции. Все они отдали много сил и энергии, отстаивая на выборах интересы своих политических партий, своих избирателей. И я считаю, что нам нужно очень серьёзно отнестись ко всем позитивным идеям и предложениям, которые были ими сформулированы в предвыборную кампанию. И, возможно, часть этих идей и предложений будет трансформирована в законодательные инициативы.
У депутатов Государственной Думы VI созыва – впереди почти пять лет совместной работы. И результаты этой работы будут во многом зависеть от готовности разных политических сил к конструктивному сотрудничеству. Знаю, что об этом в стенах Государственной Думы говорилось уже не раз. И на мероприятиях, которые я провожу в качестве спикера, эта тема также звучит практически всегда. Причем, особый акцент делается на двух вещах: на росте профессионализма и авторитета, репутации нашего парламента. Об этом сейчас говорят очень многие – говорят и наши депутаты, как мы вчера слушали во время утренних выступлений представителей парламентских фракций, говорят наши коллеги-законодатели региональных парламентов, говорят эксперты, учёные, журналисты и в целом – всё общество.
Уверен, что в таком вопросе, как престиж парламента, все мы с вами – единомышленники. Равно, как и в том, что авторитет и роль Государственной Думы в системе высших органов государственной власти России, демократической власти должна возрастать. Что, на мой взгляд, для этого необходимо сделать? На чём сосредоточить наше внимание?
Первое. Парламент должен восприниматься в обществе как авторитетная площадка для диалога по всем ключевым, базовым вопросам, которые волнуют наших граждан. Диалога компетентного и уважительного – когда все стороны слышат друг друга и хорошо знают настроения и мнение общества. Вы знаете, что, к сожалению, у нас это далеко не всегда так. И я готов повторить ещё раз, что этика – нам нужна не сама по себе. Соблюдение этических норм – это почти профессиональный критерий для работы депутатов.
Второе. Думаю, не открою секрета, если скажу, что подчас нигилистическое отношение к праву в нашем обществе во многом определяется незнанием, недостаточным информированием о том, как разрабатываются законопроекты, как идёт процесс их согласования, насколько убедительными являются аргументы, предъявленные и парламентскими фракциями, и отдельными депутатами. Считаю это важным фактором повышения доверия к парламенту – как со стороны людей, так и со стороны других ветвей власти.
Третье. В сложившихся, уже принципиально новых, социально-политических условиях правотворчество будет одним из главных, определяющих факторов развития на ближайшие годы. И роль Государственной Думы, соответственно, будет возрастать. Но нам с вами предстоит не просто большая законопроектная работа. Предстоит отстаивать свою точку зрения в максимально открытом диалоге – причём, в диалоге с совершенно разными политическими оппонентами.
Хочу напомнить, что вскоре к тем политическим партиям, которые не имеют депутатских мандатов, добавятся новые политические партии. И позицию каждой из них мы должны услышать, мы – кому доверено право принимать законы Российской Федерации. Вот почему я хочу ещё раз призвать все парламентские фракции уважать друг друга и работать в режиме сотворчества.
В этой связи практика приглашения непарламентских партий на наши заседания должна быть продолжена. И необходимо будет соответствующим образом подготовить регламентные процедуры – с учётом предстоящего расширения перечня политических партий.
Четвёртое. Согласно Конституции, в России установлено разделение властей. И Государственная Дума самостоятельно принимает решения в сфере её ведения, равно как и исполнительная власть действует самостоятельно в рамках своей компетенции. Однако это не должно вести к противостоянию между ветвями власти и к нагнетанию общественного напряжения в этой части. Надо нам избавляться от ложных стереотипов, доставшихся в наследство от раннего этапа становления российского парламентаризма.
Прежде всего – предлагаю более эффективно использовать те инструменты, которые у парламента уже есть. Речь, в частности, идёт и о более действенном использовании формата парламентских слушаний, и о развитии института парламентского расследования, и об усилении контрольной функции, в том числе – такого конституционного полномочия, как заслушивание ежегодных докладов Правительства.
Ну, и пятое. Впереди у нас – очень ответственный период, связанный с формированием и началом работы нового Правительства Российской Федерации. Предстоят консультации, в ходе которых считаю целесообразным и возможным обсуждать не только перспективные цели развития России, планы работы кабинета, но и вопросы взаимодействия ветвей власти.
Единственное, что здесь бесперспективно – это подменять профессиональные аргументы эмоциональными обвинениями, которые неизбежно могут привести в тупик. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы миф о непрофессионализме парламента был развеян.
Уважаемые коллеги!
Ещё раз хочу подчеркнуть, что компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом – вот главные критерии самостоятельности парламента. И одновременно – это и слагаемые деловой репутации. Нашей деловой репутации и деловой репутации и престижа Государственной Думы. Спасибо за внимание.