Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на пленарном заседании Государственной Думы 14 марта

Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на пленарном заседании Государственной Думы 14 марта
Выступление Председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина на пленарном заседании Государственной Думы 14 марта

Уважаемые коллеги!

Я посчитал правильным взять слово по двум обстоятельствам. Первое – это уже состоявшиеся выборы Президента Российской Федерации. И второе – это выводы по итогам моих последних встреч, которыми я хотел бы с вами поделиться.

Прежде всего – каждая из представленных в парламенте политических партий на выборах поддерживала своего кандидата, и трое из них – наши коллеги, лидеры парламентских фракции. Все они отдали много сил и энергии, отстаивая на выборах интересы своих политических партий, своих избирателей. И я считаю, что нам нужно очень серьёзно отнестись ко всем позитивным идеям и предложениям, которые были ими сформулированы в предвыборную кампанию. И, возможно, часть этих идей и предложений будет трансформирована в законодательные инициативы.

У депутатов Государственной Думы VI созыва – впереди почти пять лет совместной работы. И результаты этой работы будут во многом зависеть от готовности разных политических сил к конструктивному сотрудничеству. Знаю, что об этом в стенах Государственной Думы говорилось уже не раз. И на мероприятиях, которые я провожу в качестве спикера, эта тема также звучит практически всегда. Причем, особый акцент делается на двух вещах: на росте профессионализма и авторитета, репутации нашего парламента. Об этом сейчас говорят очень многие – говорят и наши депутаты, как мы вчера слушали во время утренних выступлений представителей парламентских фракций, говорят наши коллеги-законодатели региональных парламентов, говорят эксперты, учёные, журналисты и в целом – всё общество.

Уверен, что в таком вопросе, как престиж парламента, все мы с вами – единомышленники. Равно, как и в том, что авторитет и роль Государственной Думы в системе высших органов государственной власти России, демократической власти должна возрастать. Что, на мой взгляд, для этого необходимо сделать? На чём сосредоточить наше внимание?

Первое. Парламент должен восприниматься в обществе как авторитетная площадка для диалога по всем ключевым, базовым вопросам, которые волнуют наших граждан. Диалога компетентного и уважительного – когда все стороны слышат друг друга и хорошо знают настроения и мнение общества. Вы знаете, что, к сожалению, у нас это далеко не всегда так. И я готов повторить ещё раз, что этика – нам нужна не сама по себе. Соблюдение этических норм – это почти профессиональный критерий для работы депутатов.

Второе. Думаю, не открою секрета, если скажу, что подчас нигилистическое отношение к праву в нашем обществе во многом определяется незнанием, недостаточным информированием о том, как разрабатываются законопроекты, как идёт процесс их согласования, насколько убедительными являются аргументы, предъявленные и парламентскими фракциями, и отдельными депутатами. Считаю это важным фактором повышения доверия к парламенту – как со стороны людей, так и со стороны других ветвей власти.

Третье. В сложившихся, уже принципиально новых, социально-политических условиях правотворчество будет одним из главных, определяющих факторов развития на ближайшие годы. И роль Государственной Думы, соответственно, будет возрастать. Но нам с вами предстоит не просто большая законопроектная работа. Предстоит отстаивать свою точку зрения в максимально открытом диалоге – причём, в диалоге с совершенно разными политическими оппонентами.

Хочу напомнить, что вскоре к тем политическим партиям, которые не имеют депутатских мандатов, добавятся новые политические партии. И позицию каждой из них мы должны услышать, мы – кому доверено право принимать законы Российской Федерации. Вот почему я хочу ещё раз призвать все парламентские фракции уважать друг друга и работать в режиме сотворчества.

В этой связи практика приглашения непарламентских партий на наши заседания должна быть продолжена. И необходимо будет соответствующим образом подготовить регламентные процедуры – с учётом предстоящего расширения перечня политических партий.

Четвёртое. Согласно Конституции, в России установлено разделение властей. И Государственная Дума самостоятельно принимает решения в сфере её ведения, равно как и исполнительная власть действует самостоятельно в рамках своей компетенции. Однако это не должно вести к противостоянию между ветвями власти и к нагнетанию общественного напряжения в этой части. Надо нам избавляться от ложных стереотипов, доставшихся в наследство от раннего этапа становления российского парламентаризма.

Прежде всего – предлагаю более эффективно использовать те инструменты, которые у парламента уже есть. Речь, в частности, идёт и о более действенном использовании формата парламентских слушаний, и о развитии института парламентского расследования, и об усилении контрольной функции, в том числе – такого конституционного полномочия, как заслушивание ежегодных докладов Правительства.

Ну, и пятое. Впереди у нас – очень ответственный период, связанный с формированием и началом работы нового Правительства Российской Федерации. Предстоят консультации, в ходе которых считаю целесообразным и возможным обсуждать не только перспективные цели развития России, планы работы кабинета, но и вопросы взаимодействия ветвей власти.

Единственное, что здесь бесперспективно – это подменять профессиональные аргументы эмоциональными обвинениями, которые неизбежно могут привести в тупик. Мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы миф о непрофессионализме парламента был развеян.

Уважаемые коллеги!

Ещё раз хочу подчеркнуть, что компетентность, сотворчество и постоянный диалог с гражданским обществом – вот главные критерии самостоятельности парламента. И одновременно – это и слагаемые деловой репутации. Нашей деловой репутации и деловой репутации и престижа Государственной Думы. Спасибо за внимание.