2 марта Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин выступил на заседании Экспертного совета «Год российской истории и развитие парламентской демократии»

2 марта Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин выступил на заседании Экспертного совета «Год российской истории и развитие парламентской демократии»
2 марта Председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин выступил на заседании Экспертного совета «Год российской истории и развитие парламентской демократии»

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, благодарю за согласие войти в Совет и ваше заинтересованное отношение к повестке его первого заседания.

Я хотел бы напомнить, что согласно Указу Президента, этот год отмечается как Год российской истории. Думаю, что нам будет правильно вспомнить о тех событиях, которые сыграли роль в развитии демократических институтов нашей страны, в том числе – закладывали традиции отечественного парламентаризма.

Дата нашего заседания почти совпадает с годовщиной одного из ключевых исторических событий. 3 марта было отменено крепостное право. По сути, тогда в России был сделан важнейший шаг к той системе ценностей, в соответствии с которой живет весь цивилизованный мир. Ценностей – основанных на гуманизме и признании права человека на свободу, на уважение его достоинства.

Наконец, 3 марта 1905 года, 18 февраля по старому стилю, было объявлено о намерении – я цитирую: «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения, людей» – для участия в законотворчестве. Это было первое заявление верховной власти о предстоящем создании Государственной Думы Российской Империи.

С момента созыва первой Государственной Думы прошло более 100 лет. И если использовать такую «сквозную нумерацию», с первой Государственной Думы, то нынешний созыв – десятый по счету, юбилейный. Хотел бы напомнить и о том, что в будущем году исполнится 20 лет со дня первых выборов в Государственную Думу современной России.

Развитие демократии – одна из стержневых линий и мировой, и нашей истории. Так происходит и сегодня, когда на площадке Госдумы идет работа над внесенными Президентом законопроектами, направленными на реформирование политической системы.

На одном из следующих заседаний Совета, возможно – с участием руководителей фракций, я хотел бы обсудить, каким видится формат празднований 20-летия российского парламентаризма и какие содержательные вопросы должны быть в связи с этим решены.

В связи с этим, на одно из следующих заседаний Экспертного совета я хотел бы пригласить руководителей фракций.

Положение о Совете требует от нас собираться не реже, чем два раза в год. Но в реальности – мы будем собираться чаще. Считаю, мы не можем заранее ограничивать круг обсуждаемых задач. Думаю, что он может быть определен таким образом: важные, но не сиюминутные, в большей степени стратегического характера.

Сегодня хотел бы выслушать ваше мнение по столь фундаментальному вопросу, как значение права и законодательства в дальнейшем развитии демократии и политической системы нашей страны. При всей однозначности ответа на него и несмотря на обширность теоретического и исторического материала, я хотел бы вместе с вами обсудить ряд практических вопросов в этой сфере.

Первое. На мой взгляд, мы сейчас переживаем период, когда правотворческая деятельность обретает особое значение и становится одним из определяющих факторов дальнейшего развития. И эта тенденция характерна для любых демократических стран, которые находятся на этапе общественно-политической модернизации.

Потребность общества в тех или иных реформах – должна удовлетворяться, прежде всего, через принятие законодательных норм. Не только на митингах, не только в острых политических дискуссиях, в том числе – в Госдуме, но и путем выработки эффективных и справедливых правовых решений. И это должно происходить не только с участием политических сил, в том числе, представленных в Госдуме, но и при взвешенном учете мнения тех социальных групп, которые не представлены в парламенте.

За примерами далеко ходить не надо – не далее, как три дня назад, в Госдуме обсуждали пакет президентских законопроектов. В этом заседании участвовали представители непарламентских партий, представители несистемной оппозиции.

Это становится реальностью, которая требует как оформления новых организационных, регламентных процедур, так и недостающих правовых решений. Вопрос – крайне ответственный, поскольку мы присутствуем при рождении новых традиций.

Отмечу также, что три законопроекта о политической реформе депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении три дня назад при подавляющем большинстве голосов.

Но все мы отдаем себе отчет, что ко второму чтению поступит много поправок. Сейчас дискуссия вокруг законопроектов идет на разных площадках, но ещё раз подчеркну, что думская является самой важной, так как именно депутаты имеют полномочия голосовать.

Второе, на что хотел бы обратить внимание в ходе нашего обсуждения – это проблема обеспечения баланса интересов и прав, гарантированных российской Конституцией. К примеру, при модернизации общественно-политической жизни в регионах – нельзя забывать об общегосударственных интересах, равно как и об интересах социальных групп, интересах местных сообществ.

Ключевое здесь – это необходимость обеспечения равенства прав граждан, независимо от того, в какой части России они проживают. Об этом надо помнить и при обсуждении президентского законопроекта о выборах губернаторов и четвертого по счету из этого пакета — о выборах в Госдуму. А в дальнейшем – при обсуждении вопросов, связанных с децентрализацией и укреплению местного самоуправления.

Наконец, третье, на чем хочу остановиться перед общей дискуссией. Сейчас вновь и довольно остро ставятся вопросы, связанные с принципом формирования правительства. И в прессе, и на заседании Госдумы – они тоже поднимались.

Напомню: такие вопросы поднимались неоднократно И Президент России неоднократно говорил о расширенном Правительстве, в том числе, в своем Послании. Эту тему также хотел бы сегодня с вами обсудить.

Уважаемые коллеги, создание законов – дело не только юристов. Поэтому мы хотели бы опираться на ученых и специалистов, которые могли бы дать свои ответы на многие, актуальные сегодня, вопросы, с тем, чтобы в последующем они могли быть конвертированы в законы.

Переходим к обсуждению.