Комитет по охране здоровья не поддержал концепцию бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008-2010 годы - с заседания Комитета 17 мая 2007 года

На заседании Комитета по охране здоровья, состоявшемся 17 мая под председательством Татьяны Яковлевой Яковлева Татьяна Владимировна Яковлева
Татьяна Владимировна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года». В соответствии с решением Совета Думы, Комитет является соисполнителем законопроекта.

Предваряя обсуждение, Т.Яковлева акцентировала внимание на трех вопросах.

Один из них — дополнительное лекарственное обеспечение. «В представленных документах мы не видим ни цифр, ни механизмов реализации ДЛО в последующие три года, — сказала председатель Комитета. — Мы не видим, как будут финансироваться дорогостоящие лекарства».

Другая проблема, по ее словам, связана с объемом дотаций, направляемых из бюджета ФОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. По сравнению с 2007 годом этот объем не изменился. На указанные цели предполагается, как и в текущем году, направить 41 млрд. рублей. Т.Яковлева отметила, что для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС этих средств не достаточно.

Кроме того, до сих пор не принято решение о включении денежных выплат медикам первичного звена в средний дневной заработок для оплаты отпусков.

Исполняющий обязанности директора Федерального фонда ОМС Дмитрий Рейхарт, представляя документ по поручению Правительства, сообщил, что бюджет ФОМС сбалансирован по доходам и расходам, поступления от ЕСН растут и «в этом отношении система обязательного медицинского страхования является динамично развивающейся».

В соответствии с проектом, бюджет ФОМС составит: в 2008 году — 123,2 млрд. рублей, в 2009 году — 120 млрд. рублей, в 1010 году — 104,5 млрд. рублей.

При этом, в документе пока не учтены средства, направляемые из федерального бюджета на дополнительное лекарственное обеспечение льготников. По словам Д.Рейхарта, объем средств будет уточнен «до 15 октября», после того, как льготники сделают свой ежегодный выбор между социальным пакетом и его денежной компенсацией. По закону, определиться с выбором они должны до 1 октября. Затем Минфин своим решением внесет соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись, и средства на ДЛО поступят в Фонд, который, в свою очередь, распределит их по регионам. По прогнозу Д.Рейхарта, в 2008 году количество льготников, которые выберут социальный пакет, увеличится на 5–10 процентов по сравнению с 2007 годом, а «объем программы ДЛО будет не менее 50 миллиардов рублей».

В 2008 году планируется направить 15 млрд. рублей на завершение расчетов за фактически отпущенные в 2007 году медикаменты. На эти же цели в случае необходимости будет направлена часть нормированного страхового запаса. «На завершение расчетов по текущему году средств предостаточно, и никаких вопросов с задолженностью по 2007 году не будет, — заверил депутатов Д.Рейхарт. — Это позволяет поставщикам лекарств ориентироваться на дополнительные объемы поставок в регионы».

Размер запланированного в проекте нормированного страхового запаса — 18,3 млрд. рублей. Из них не менее 10 млрд. рублей предполагается направить на выравнивание условий финансирования территориальных базовых программ ОМС, а остальное (в случае необходимости) — на завершение расчетов за лекарства, фактически отпущенные в 2007 году, и на финансирование ДЛО в 2008 году.

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Андрей Младенцев сообщил, что служба делает все возможное для того, чтобы снизить цены на лекарства. По его мнению, затраты на ДЛО можно снизить, если ввести двухуровневую систему аукционов (по цене и по торговой надбавке).

Представитель Счетной палаты Ольга Андреева указала на необходимость увеличить финансирование базовой программы ОМС.

Комитет не поддержал концепцию проекта бюджета Фонда ОМС на 2008–2010 годы.

«Мы судим о бюджете с позиций его потребителей — граждан России, — сказал заместитель председателя Комитета по охране здоровья Николай Герасименко Герасименко Николай Федорович Герасименко
Николай Федорович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. — По дополнительному лекарственному обеспечению мы везде видим одни нули. Заявления представителей Правительства о том, что они не знают ни количества пациентов, нуждающихся в ДЛО, ни цен на лекарства, не понятны. Как можно формировать бюджет на три года, не зная этих цифр, не имея прогнозных документов? Регистр льготников сформирован, значит, их количество известно. Мировая практика свидетельствует, что, когда производитель получает долгосрочный контракт, он на треть снижает цену. В России при заключении долгосрочных контрактов цену почему‑то спрогнозировать невозможно. Тревога Комитета очень обоснованна».

По словам Н.Герасименко, Фонд постепенно утрачивает главную функцию — обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. «Доля финансирования программы госгарантий снижается, — отметил он. — Из представленных документов трудно понять, каким будет объем названных гарантий в 2008–2009 годах. Складывается ситуация, в которой Фонд медицинского страхования становится придатком Минфина. Значение медицинского страхования, как оно понимается в мире, в России теряется».

Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ