«Уважаемые коллеги!
Действительно, год завершается. И вы видите достаточно такой большой доклад об итогах работы. Но прежде разрешите вам передать слова благодарности за работу от нашего Президента Владимира Владимировича Путина. И пожелания успехов в работе в следующем году.
Хочу подчеркнуть, когда мы говорим об итогах работы, у нас многое получается именно потому, что Президент уделяет непосредственное внимание развитию парламентаризма в работе Государственной Думы. И вы знаете, что регулярно Президент встречается с лидерами фракции, причем это делается достаточно оперативно, когда руководители фракции запрашиваются на встречу, в реальном диалоге времени поддерживаются отношения. Для нас это очень важно, потому что парламент в этом случае развивается, а мы ищем решения и повышаем свою эффективность.
Говоря об итогах уходящего года, надо подчеркнуть, что за 2025 год принято 588 федеральных законов, причем из них прямого действия — 71 %. Это самый высокий показатель за прошедшее время. Вы знаете, что принятие законов прямого действия — непростое дело. И для этого надо потрудиться, в первую очередь нашим профильным комитетам, ну и, конечно, отрабатывая эти законопроекты с Правительством.
Хотелось бы, чтобы этот показатель был еще выше, но надо постараться его удержать, потому что в предыдущие годы он был ниже. Поэтому, когда речь идет о повышении его, это сделать непросто, но, конечно, нам надо постараться. И от этого зависит качество законов.
И конечно, когда речь идет об эффективности, если закон прямого действия, наши граждане понимают: вот закон принят, вот он исполняется. Нам не надо ждать подзаконных актов, где могут быть интерпретации. Поэтому Президент об этом говорил. Нам со своей стороны надо делать все для того, чтобы увеличивалось количество законов прямого действия.
Из принятых в этом году законов на развитие экономики направлено 118, социальной сферы — 82, по вопросам обороны и безопасности принято 55 законов, государственного строительства — 162, по бюджетной, налоговой и финансовой политике — 91 закон. При поддержке всех фракций принято 70,2 % всех законов. Это, коллеги, высокий показатель, но он устойчив в сравнении с предыдущими годами. Это уровень нашей с вами консолидации. Также хороший показатель, когда речь идет о поиске решений, которые мы поддерживаем вместе. И это следствие большой работы, которую проводят руководители фракции, конечно, каждая парламентская партия, потому что это оценка в том числе и парламентской культуры. Ну и, конечно, это говорит о том, что, несмотря на разность взглядов, своих программ, фракции в первую очередь думают о стране, а не о своей партийной привлекательности. Хочется высказать слова благодарности за это всем. Спасибо.
Коллеги, говоря о наших приоритетах, целеполаганиях, хочется подчеркнуть, что мы с вами за прошедшее время определились в этом. И все сошлись во мнении, что главный показатель — это качество, качество принимаемых решений. Целеполагание принимаемых решений, а не количественные показатели. Мы не гнались за количеством законов принимаемых и в первую очередь отдавали себя выработке подходов, решений и всегда думали о том, на какие цели направлено принимаемое решение, достижение каких целей, решение задач. В этой связи хочется подчеркнуть, что это были цели поддержки семей с детьми, достижение целей национального развития, а это емкая задача, которая была на протяжении всего времени для нас приоритетной. Решение конкретных проблем людей, поддержка участников специальной военной операции и их семей. Это было и остается основным приоритетом нашей работы.
В 2025 году принято 30 законов, направленных на обеспечение СВО, помощь солдатам и офицерам, их родным и близким. Всего с 2022 года принято 154 закона в этой сфере. Сформирована система. Мы ее совершенствуем исходя из вызовов, новых задач. И надо сказать, вот даже сегодня мы этот приоритет реализовали в рамках принятых законопроектов.
Но, уважаемые коллеги, мы с вами понимаем, почему мы определили для себя приоритет — поддержка специальной военной операции. Для нас это жизненно необходимо! И говоря об этом, надо высказать слова благодарности всем нашим солдатам и офицерам, которые сегодня находятся на передовой, очищают территорию Российской Федерации от неонацистов, делают все для обеспечения безопасности нашего государства, чтобы мир был в домах. И, конечно, это важно не только для нашей страны, но и других государств. Поэтому мы и в дальнейшем с вами будем делать все для того, чтобы вопрос обеспечения деятельности специальной военной операции был у нас приоритетом и чтобы наши солдаты, офицеры и их семьи ни в чем не нуждались.
Уважаемые коллеги! О работе в рамках законотворчества хочется подчеркнуть, что у нас за этот год всего в Государственную Думу внесено 1303 законопроекта. Из них депутатами Государственной Думы внесен 551 законопроект, совместно с членами Совета Федерации еще 277 были внесены. Непосредственно членами Совета Федерации — 40, Правительством — 264, региональными законодательными органами — 143. Это говорит о том, что субъекты законотворческой деятельности активно участвуют в решении вопросов, проблем. Надо подчеркнуть, что депутаты Государственной Думы формируют более 40 % законодательной повестки. А совместно с членами Совета Федерации — более 60 %. Посмотрите, какой результат работы. Потому что мы с вами помним время, когда повестку во многом формировало Правительство.
И здесь надо подчеркнуть, что, несмотря на то что мы стали больше вносить законопроектов, с Правительством работа идет эффективно, но законодателям здесь принадлежит первенство. И еще раз хочется сказать, это в том числе говорит и о том, насколько изменился качественный состав депутатского корпуса. Потому что внести законопроект, его отстоять, согласовать, очень непросто.
И хорошо то, что мы с Правительством находим понимание. Конструктивная работа у нас идет на принципах двустороннего движения. Поэтому хочется высказать слова благодарности и нашим коллегам из Правительства за это, и всем тем, кто участвовал в формировании законодательной повестки Государственной Думы.
Коллеги!
В следующем году исполняется 120 лет с начала работы первой Государственной Думы. Это возможность для нас проанализировать историю развития российского парламента, причем как ее часть в период еще царской России, так и советского периода, и современной России. И с учетом выводов постараться сделать все для того, чтобы повысить эффективность работы Государственной Думы.
Коллеги, одно можно сказать, что с годами, со временем роль и ответственность парламента повышались. Сегодня об этом говорили руководители фракций. И хочется еще раз сказать об этом, подчеркнув, что фракции выступают консолидированно в вопросах защиты интересов страны, наших граждан. Это, пожалуй, самое главное достижение парламентаризма. Выросла политическая культура. Меньше зрелищ — больше дела. Это отличает сегодняшний парламент.
В этой связи еще раз слова благодарности нашим руководителям фракций, которым, наверное, сложнее всего в этой части, но многое они делают для того, чтобы в итоге выходили и на компромисс, и самое главное — на решения, которых ждут наши граждане.
Мы с вами живем в ситуации вызовов, во время, когда нам надо спрашивать с себя по полной, чтобы эффективно противостоять и угрозам, и препятствиям. Всему тому, что делают против России недружественные страны.
И здесь мы об этом уже говорили, и правильно было бы помнить, что Байден и его приспешники из европейских государств перед собой поставили цель — разрушить нашу экономику, разрушить и расчленить Россию. У них это не получилось и не получится. И, коллеги, мы должны, понимая эти вызовы, еще больше сплотиться и постараться сделать все для повышения эффективности работы парламента.
Наш Президент сделал все для укрепления экономики, политической системы, повышения обороноспособности страны. Если представить вызовы, с которыми столкнулась наша страна, ситуацию, то мы должны еще раз осознать, что сильный Президент — сильная Россия. Роль личности в истории велика. И нам с вами очень повезло, что именно в этой ситуации во главе государства стоит Президент Владимир Владимирович Путин.
Но несмотря на то что у нас президентская форма правления, наш Президент сделал все для того, чтобы развивался парламентаризм, чтобы парламентская демократия была эффективной. Он со своей стороны делает все для этого.
Именно Президент инициировал передачу полномочий Государственной Думе, чтобы граждане могли через своих представителей формировать Правительство. У нас с вами такого не было. И надо сказать, что в 90-е годы, когда Запад и Штаты рукоплескали нашей демократии, Государственная Дума не имела таких полномочий, все уходило в разговоры. Но при этом говорили о том, что есть демократия. А когда стала страна набирать силу, авторитет, влияние, когда укрепился суверенитет, а парламент получил реальные полномочия, стали говорить об обратном.
Мы должны понимать, что Россия может быть только сильной. А все коврижки и аплодисменты Запада ведут к большим проблемам, к которым привели Украину, а политики там считали, что их ведут по пути к кисельным берегам, молочным рекам. Как оказалось, это был путь к огромным проблемам, к трагедии.
Поэтому страна должна быть суверенной, страна должна быть сильной, граждане должны сами принимать решения о своем будущем. И из этого исходим мы, выстраивая отношения с другими странами, потому что это отношения взаимного уважения, это отношения на равных, именно об этом говорил наш Президент в ходе прямой линии. Поэтому мы со своей стороны, встречаясь с нашими коллегами из‑за рубежа, это подчеркиваем и говорим именно о таких отношениях.
Потому что, когда нас учат демократии, надо всегда, чтобы те, кто берет на себя эту роль, начинали с себя. Та же Франция — любительница давать советы, особенно ее президент. Но, посмотрите, если говорить о процедурах, а демократия — это процедуры, нормы, правила: мэр Парижа избирается выборщиками из числа депутатов, мэр Москвы избирается напрямую нашими гражданами. И к чему эти разговоры в отношении демократии? А уж если затронули Францию, то их политическая система вообще никуда не годится, потому что на выборах у них побеждают одни партии, а большинство достается другим. Это вообще парадоксальная ситуация. И поэтому мы исходим из того, что сегодня в Европе правят, как правило, авторитарные режимы, которые используют лозунги о демократии как ширмы. Других учат, как им жить, но сами давно уже примером не являются.
Мы никого не учим. Считаем, что каждый должен выбирать свой путь, а если хотите показать пример, показывайте его, но тогда с вас больше спрос. А когда других учат, но сами примером не являются, наверное, это неправильно. Хорошо то, что мы стали это тоже понимать, и это понимание, понятно, пришло со временем, но от этого, наверное, только будем еще мудрее. И в итоге не будем создавать себе кумиров, а спрашивать в первую очередь с себя.
Когда речь идет об украинском вопросе, сегодня он обсуждается. Наверное, правильно также, исходя из интереса всех к нему, еще раз подчеркнуть и дать оценку. Кто же все‑таки виновен в том, что произошло на Украине? Уважаемые коллеги! Учитывая, что мы работаем с национальными парламентами, причем всех стран, хотелось бы, чтобы эта позиция была слышна, и наши коллеги из других стран могли также ее знать. Евросоюз, Байден, его сторонники, виновны в том, что происходит на Украине. Именно они виноваты в гибели безвинных пострадавших граждан, именно на их руках кровь людей.
Вот, уважаемые коллеги, мы это говорили и еще раз должны сказать, потому что именно они устроили кровавый переворот в Киеве, именно им нести ответственность за происходящее на Украине. Сегодня они пытаются сохраниться у власти и говорят о России, говорят о ее роли, но мы с вами понимаем, что это всего лишь попытка остаться у власти.
Но народ европейских государств сделает оценку их работы, и, так же как в ряде других стран, неизбежные изменения произойдут. Потому что навязывать Россию в виде образа врага не получится. Это разрушается, тем более когда мы говорим об этом, — Россия никогда врагом для Европы не была. Она давала возможность Европе развиваться, поставляя дешевые энергоресурсы, создавая ее экономику более конкурентоспособной. Да, это так, но, чтобы Россия создавала какую‑то угрозу — этого не было, этого нет. А вот политики, которые там таким образом спекулируют, чтобы сохранить свою власть, есть. Поэтому им правильно было бы разобраться с такими политиками. Чем быстрее они уйдут, тем [скорее] дела в Европе пойдут в лучшую сторону.
Коллеги, кстати, сейчас все больше стран осознают это, не поддерживая войну на Украине и отдавая себе отчет в том, что с Россией надо строить хорошие отношения на принципах дружбы, взаимности и взаимовыгодного сотрудничества. Вот, коллеги, подчеркивая важность этого вопроса, хочется сказать, что когда речь идет об экономике, наша страна, несмотря на то что огромное количество вызовов, санкций — сегодня уже их 30 711, — российская экономика сегодня номер один в Европе, четвертая в мире.
А если говорить о той же Германии, она шестая, Франция — девятая. Вот вам итог политики тех глав государств, которые поддержали войну на Украине, ее развязали. А сейчас думают, как им самосохраниться. Не получится. Им надо посмотреть на все объективно и с точки зрения истории.
У нас 2025 год — год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Мы с вами, кстати, и сегодня об этом говорили, и в течение текущего года было принято восемь федеральных законов о сохранении и защите исторической памяти, увековечении подвига тех, благодаря кому сегодня живем. Нам важно и в будущем противодействовать любым попыткам переписать историю, обесценить роль советского народа в разгроме фашизма. И работу эту надо проводить постоянно. Коллеги, нам это важно делать, и надеюсь, что это для нас будет приоритетом на будущий год и последующие.
Потому что мы должны себе отдавать отчет, что не должна коричневая чума, нацизм вновь поднять голову. То, что происходит на Украине, мы с вами понимаем, произошло из‑за того, что и в самой Украине, и в европейских государствах и тот же Байден стимулировали приход к власти нацистов. Видим, что из этого получилось. Поэтому, коллеги, еще раз хочется это подчеркнуть и сказать о важности достижения цели специальной военной операции. Это необходимая задача, а со своей стороны нам надо делать все для того, чтобы повысить эффективность работы Государственной Думы.
Следует отметить, что, несмотря на вызовы, вместе с Правительством удалось принять сбалансированный бюджет, который отвечает на запросы, решает все проблемы, связанные с социальным обеспечением наших граждан, повышает стандарты в социальной политике и, конечно, решает приоритетные задачи развития экономики — повышение обороноспособности страны.
Надо сказать слова благодарности нашему профильному комитету — Комитету по бюджету и налогам, — Министерству финансов. Огромная работа была сделана, и ее именно хочется отметить в связи с тем, что, не надо забывать — 30 711 санкций, это реальные вызовы. Для того чтобы их преодолеть, надо быть эффективными. Вот в данном случае наши коллеги из профильного комитета, руководитель профильного комитета Андрей Михайлович Макаров, показали эту эффективность, работая вместе с Министерством финансов, сделали все для того, чтобы сбалансированный бюджет, отвечающий на все вызовы, был принят Государственной Думой. Спасибо вам большое.
Коллеги, мы с вами видим, Правительство и Центральный банк делают все, для того чтобы снизить инфляцию. В 2025 году она составит порядка 5,7 %. В прошлом году, в это же время, она составляла 9,5 %. Есть разница. И эта разница обнадеживает. Такие действия мы с вами поддерживаем. Наш Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Геннадьевич Аксаков сделал на прошлой неделе прогноз снижения инфляции.
По следующему году, по его мнению, должна составить где‑то порядка до 4–5 %. В этом случае, опять‑таки, по мнению руководителя профильного Комитета по финансовому рынку, ключевая ставка должна опуститься до уровня 9 %.
Давайте, уважаемые коллеги, поддержим работу профильного комитета и поручим ему, чтобы все вопросы, связанные с этим, профильный комитет держал на контроле. Ну а как, коллеги? Наш профильный комитет вместе с Правительством, Центральным банком должны и нести ответственность, и работать на достижение этих целеполаганий.
И очень хорошо, когда руководитель профильного комитета выступает с такой позицией, она конкретная. Политика — это поступки и решения. Мы обсуждали работу и подчеркивали ее эффективность, Комитета по бюджету и налогам. У нас его возглавляет Макаров Андрей Михайлович, профессионал. Мы все это понимаем.
Комитет по финансовому рынку возглавляет такой же профессионал — Анатолий Геннадьевич Аксаков. И он со своей стороны считает, что такое возможно. Но это важно для страны, для граждан важно. Нам надо достигать эту цель. Но для этого надо постоянно работать и вносить предложения, которые нас приблизят к этому целеполаганию. Об этом именно речь идет.
Уважаемые коллеги! Мы также говорили и подчеркиваем, что один из наших приоритетов — это решение проблем, с которыми к нам люди обращаются. Мы со своей стороны реагируем на обращения, вызовы, с которыми сталкиваются наши граждане. И вот за 2025 год приняли 10 федеральных законов по борьбе с киберпреступностью, ввели дополнительные меры, направленные на противодействие мошенникам. Это то, что волнует людей. И очень хорошо, когда мы не ждем каких‑то инициатив в этой части от кого‑то, а сами стараемся как можно быстрее прийти на помощь нашим гражданам, понимая свою ответственность.
Приняли необходимые законы по защите нашего суверенитета, основ национальной идентичности. В течение года большое внимание уделяли вопросам развития среднего профессионального образования, роста престижа рабочих профессий, повышения качества здравоохранения и образования, доступности медицинской помощи. От этого зависит будущее нашей страны, здоровье наших граждан, а значит, и решение вопроса демографии. А это вопрос вопросов. Это тема, которой мы должны постоянно не просто уделять внимание, а, как сказал наш Президент на встрече с руководителями фракций, оценивать все принимаемые законы с точки зрения того, как они скажутся и как отразятся на жизни семьей с детьми. Поэтому нам надо сделать это неотъемлемой практикой, постоянным подходом в нашей работе, чтобы каждый закон, рассматриваемый Государственной Думой, был в том числе оценен на предмет его эффективности с точки зрения поддержки семьи, влияния на семейную политику, поддержку многодетных семей. Тогда мы будем работать на главную задачу — задачу решения вопросов демографии. Это значит, больше будет детей, это значит, семьи будут многочисленными, это значит, будет больше радости и улыбок. Очень важно, чтобы все руководители комитетов это не просто понимали, а сделали неотъемлемой частью своей работы. Именно оценку принимаемых решений с точки зрения демографической политики.
Особое внимание, как и ранее, уделяем охране здоровья детей. За 2025 год принят ряд законов, ограждающих несовершеннолетних от потребления опасной продукции. Нам необходимо продолжить эту практику и постараться сделать все для того, чтобы наши дети не страдали от вызовов сегодняшнего дня, когда большое количество искушений. И чтобы дети росли здоровыми, счастливыми.
Поэтому это тоже работа, которую надо вести сообща не только Комитету по охране здоровья или материнству и детству, но и всем другим депутатам.
Коллеги!
Конечно, можно говорить о итогах года дальше. Потому что действительно большая работа, много законов важных, нужных было принято. Но мы с вами понимаем, что этим заседанием у нас подводится лишь итог промежуточной деятельности. Учитывая принятые только что решения, мы уже с завтрашнего дня должны поехать работать в свои избирательные округа.
И буквально до Нового года будем встречаться с нашими избирателями, вырабатывать решения, принимать их. А после Нового года сразу уже начнется следующая сессия, которая позволит нам реализовать все эти наработки в виде законодательных инициатив. У политиков отпусков не бывает. За работу, товарищи!»