20 октября в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Слушания проводились в режиме видеотрансляции совместно с законодательными органами власти субъектов Российской Федерации. В слушаниях приняли участие 80 субъектов РФ.
Заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
в своем выступлении на парламентских слушаниях отметила: «Хочу обратить внимание на определенные изменения, которые, безусловно, присутствуют в новой версии проекта закона «Об образовании». На предыдущих парламентских слушаниях по данному законопроекту было очень много претензий к его стилистике, нареканий относительно того, что он непонятен большинству граждан. Сегодняшняя версия законопроекта стала более «читабельной», доступной широкой аудитории. Тем не менее, законопроект требует дальнейшей проработки механизмов его реализации по ряду направлений.
В версию законопроекта, обсуждаемого на предыдущих парламентских слушаниях, я вносила ряд предложений, и хотела бы, как и каждый, кто принял участие в совершенствовании данного законопроекта, найти в нем соответствующие изменения. Предложения опирались, в первую очередь, на позиции профессионального сообщества.
Во‑первых, вопрос о дистанционном образовании и электронном обучении. В новой версии законопроекта в Статье 15 — Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения — закрепляются понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также закладываются основы регулирования прав организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по использованию электронного обучения. Причем возможности у образовательных учреждений в этом отношении довольно широкие, что будет способствовать развитию этой неотъемлемой в современном мире формы образования. И все же, считаю, что и в федеральных образовательных стандартах должны присутствовать конкретные требования, предполагающие использование электронного обучения.
Второе важное для меня направление — дополнительное образование и воспитательная работа в образовательных организациях. Это те знаковые виды деятельности в образовании, результаты которых имеют зачастую отсроченный эффект. Но особенно заметными они становятся, когда исчезают из образовательной системы. Думаю, очевидна связь подростковой и молодежной преступности и качества организации воспитательной работы и досуга молодежи. В данном законопроекте дополнительное образование фигурирует как разновидность образования, причем указано, что оно должно быть бесплатным.
Два года назад поднимался вопрос относительно статуса образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования и педагогов таких учреждений. В новой версии законопроекта правовому статусу педагогов посвящена отдельная статья. (Статья 48. Правовой статус педагогических работников). Исходя из определения в проекте закона педагогических работников, и отнесение дополнительного образования к разновидностям образования, теперь, полагаю, проблема с определением статуса педагогов дополнительного образования, а также учреждений дополнительного образования, относящихся ранее к «нетиповым», должна решиться.
Возвращаясь к воспитательной работе, обращаю внимание на Статью 53. (Правовой статус руководителей образовательных организаций), где сказано, что «руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации, исполнение законодательства Российской Федерации». Так же воспитательная работа фигурирует и в требованиях к деятельности педагога. Соответственно, данный вид деятельности должен и будет присутствовать в образовательных учреждениях на каждом уровне, что совершенно необходимо. Полагаю также, что в показателях эффективности работы образовательных учреждений должен присутствовать показатель, отражающий воспитательную деятельность.
Еще одно значимое для меня направление, которое появилось в новой версии проекта, полагаю, и благодаря нашей совместной с Российской школьной библиотечной ассоциацией работе, отражено в Статье 17. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Здесь заложены основы функционирования библиотек в образовательных организациях в новых условиях. Думаю, что ответственность организаций за состояние библиотечных фондов будет способствовать улучшению положения библиотек.
Еще одна важная тема, к пониманию которой уже готово российское общество – это инклюзивное образование, включенное обучение детей с ограниченными условиями здоровья. Обучение, обеспечивающее полноценную социализацию таких детей, их коммуникации со здоровыми сверстниками, и, как следствие, формирование толерантной к разнообразию среды. Также это позволит изменить отношение общества к инвалидам. Надеюсь, что в законе будут предусмотрены и конкретные механизмы для реализации права на инклюзивное образование. Я много общаюсь с директорами школ, в т. ч. и тех, что уже начали осваивать это направление. И трудностей здесь отмечается очень много, начиная от вопросов финансирования, заканчивая вопросами аттестации школ. Понятно, что показатели успеваемости у таких ребят могут быть не столь успешны, как у обычных детей. Но это не должно снижать общий рейтинг школы, напротив, это должно стать ее преимуществом. Все эти нормы еще предстоит проработать».
Не могу также не отметить, что в проекте закона образование в сфере культуры и искусства получило адекватные формы своего нормативно-правового закрепления. Надеюсь, это поможет нам сохранить уникальное отечественное образование в этой области».