Проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования системы государственного регулирования в области разработки, утверждения и контроля за выполнением инвестиционных программ организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения был рассмотрен на заседании Комитета по энергетике 9 июля.
Законопроект подготовлен Правительством РФ в рамках нескольких поручений Правительства и для исполнения решения Совета законодателей Федерального Собрания РФ. В Государственной Думе тема решения ключевых проблем в сфере ЖКХ, в том числе модернизации коммунальной инфраструктуры, также неоднократно поднималась и находится на постоянном контроле.
Председатель Комитета Николай Шульгинов
Николай Григорьевич
Избран по избирательному округу № 35 (Хакасский — Республика Хакасия)
выделил основные положения законопроекта. Во‑первых, предлагается обязать ресурсоснабжающие организации (РСО), в первую очередь те, чьи сети находятся в высокой степени износа, утверждать инвестиционные программы. Сегодня такая обязанность законодательно не закреплена, утвержденные инвестиционные программы имеет только 6 % организаций в сфере теплоснабжения, 2,5 % в сфере водоснабжения и 4 % в сфере водоотведения.
Во‑вторых, по словам Председателя Комитета, эти программы увязываются с уже учтенной в тарифах амортизацией. Сегодня 50 % амортизации, включаемой в тарифы, идет не на инвестиции в РСО. Теперь ее направление на инвестпрограммы становится обязательным, это позволит использовать для развития отрасли уже заложенный в тарифе ресурс.
Дополнительно поддержать инвестиции в регионах поможет механизм регуляторных соглашений, который распространяется на сферу теплоснабжения и донастраивается в водоснабжении. Это необходимо для создания стабильных условий осуществления регулируемых видов деятельности, привлечения частных инвестиций и предоставления возможности регионам и муниципальным образованиям оказывать меры бюджетной поддержки РСО. При этом заключение регуляторных соглашений будет носить добровольный характер.
Также законопроект вводит единый подход к контролю выполнения инвестиционных программ.
«Принятие проекта федерального закона в части инвестиционных программ и регуляторных соглашений особенно актуально для выполнения поручения Президента России Владимира Путина о привлечении в модернизацию критической инфраструктуры бюджетных и частных средств в размере 4,5 трлн руб. до 2030 года», — подчеркнул Николай Шульгинов.
Кроме того, положения законопроекта направлены на цифровизацию тарифного регулирования и регулирования инвестиционной деятельности ресурсоснабжающих организаций.
Планируемый срок вступления в силу проекта федерального закона в части обязательных требований — 1 марта 2026 года.
Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует принять законопроект в первом чтении с учетом устранения замечаний, высказанных Комитетом по энергетике, Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Правовым управлением Государственной Думы и органами власти субъектов Федерации, в рамках подготовки ко второму чтению. Рассмотреть законопроект предлагается на пленарном заседании 15 июля 2025 года.