Евгений Туголуков: Экологические технологии – это уже не прихоть, а реальное конкурентное преимущество

7 октября Государственная Дума рассматривает в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий». Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 июля 2011 года.

Главная цель законопроекта – создание принципиально новой системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду для субъектов экономической деятельности. Новая система предполагает оптимальное сочетание жестких мер государственного регулирования и контроля с современными методами экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду и применяющих наилучшие экологически безопасные технологии.

Законопроектом устанавливается классификация предприятий по значимости воздействия на окружающую среду по трем категориям: экологически опасные объекты; объекты, оказывающие умеренное воздействие на окружающую среду; объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду. В зависимости от этой классификации для каждой категории устанавливаются пропорциональные меры государственного регулирования: от установления жестких обязательных нормативов и введения комплексных разрешения до замены большого комплекса обязательных документов единой формой отчетности об объемах фактически осуществляемых выбросов загрязняющих веществ.

Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Предполагается, что по истечении 3 лет с момента вступления закона в силу, повышающие коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие будут кратно увеличены. Действующие повышающие коэффициенты 5 и 25 будут увеличены до 25 и 100 соответственно.

Кроме того, законопроектом устанавливаются принципиально новые основы нормирования в зависимости от внедрения и использования в производстве наилучших доступных технологий. Определение областей применения наилучших доступных технологий и необходимых технологических критериев, а также разработка соответствующих информационно-технических справочников, будет относиться к компетенции Правительства Российской Федерации.

Законопроект предполагает широкий комплекс мер для эффективного экономического стимулирования предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии с высокой степенью обеспечения экологической безопасности. В числе наиболее значимых экономических стимулов можно назвать: предоставление льгот по плате за негативное воздействие, предоставление инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов, уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам, которые не облагаются налогом на прибыль.

Законопроектом устанавливается поэтапный переход к новой системе мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в течение 14 лет с момента вступления закона в силу.

Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Евгений Туголуков Туголуков Евгений Александрович Туголуков
Евгений Александрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что рассматриваемый законопроект носит поистине революционный характер и создает принципиально новую фундаментальную базу для развития современной, экологически безопасной российской экономики. «Современная система экономических координат изменилась. Сейчас, по сути, низкая экологическая эффективность просто не выгодна. Это ведет к резкому сужению рынков. Экологические технологии – это уже не прихоть, а реальное конкурентное преимущество. Конечно, самостоятельный переход к ним для большинства предприятий длителен и дорог. Именно по этому, наша с вами задача обеспечить наиболее оптимальный законодательный механизм, при котором разумное сочетание принудительных мер и реальных экономических стимулов сможет сдвинуть дело с «мертвой точки» и эффективно обеспечить устойчивое развитие всей системы», — подчеркнул он.