В первом чтении рассмотрен законопроект «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Государственная Дума рассмотрела в первом чтении проекты федеральных законов «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Законопроекты представил депутатамофициальный представитель Президента России в Государственной Думе Гарри Минх. По его словам закон направлен на создание дополнительных условий для реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение квалифицированной юридической помощи.

Законом устанавливаются организационно-правовые основы государственной и негосударственной систем предоставления бесплатной юридической помощи. Законодательно вводится обязанность органов исполнительной власти всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов заниматься правовым информированием и правовым просвещением населения.

Основу государственной системы предоставления бесплатной юридической помощи будут составлять государственные юридические бюро, создаваемые высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за свой счет, оказывающие такие услуги самостоятельно или с привлечением к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов.

Устанавливается, что основу негосударственной системы бесплатной юридической помощи составят юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи, осуществляющие деятельность за счет собственных средств. Предполагается, что юридические клиники будут создаваться в вузах, порядок их создания будет определять Министерство образования. Негосударственные центры бесплатной юридической помощи смогут создавать некоммерческие организации, адвокатские образования, нотариальные палаты, сами адвокаты и нотариусы.

Право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи будет у малоимущих граждан, инвалидов I и II группы, ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и др.

В законопроекте также конкретизированы виды оказания бесплатной юридической помощи, случаи оказания такой помощи. Определены случаи, когда гражданину в предоставлении бесплатной юридической помощи может быть отказано.

Переходные положения законопроекта определяют, что государственные юридические бюро, созданные Правительством России до принятия данного федерального закона, подлежат передаче в ведение субъектов Российской Федерации до 31 декабря 2012 года. До вступления закона в силу они финансируются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2012 года.

Сопутствующий базовому закону законопроект вносит необходимые коррелирующие изменения в следующие законы: «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец Москалец Александр Петрович Москалец
Александр Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
сообщил депутатам, что комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. По его словам, законопроектом создается стройная последовательная структура государственной и негосударственной систем оказания бесплатной юридической помощи, которая будет способствовать соблюдению, защите и восстановлению нарушенных прав граждан, а также позволит малоимущим россиянам в полном объеме реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи.

Как отмечается в заключении профильного комитета, законопроекты поддерживаются Правительством России, Верховным и Высшим Арбитражными судами Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд предлагает расширить перечень случаев предоставления бесплатной юридической помощи, в том числе получение такой помощи при рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях. Федеральная палата адвокатов России обращает внимание на то, что предусмотренная система не рассчитана на получение бесплатной юридической помощи военнослужащими, которая оказывается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2005 года № 445 и финансируется из средств федерального бюджета. А власти субъектов Российской Федерации считают, что отнесение расходов на оказание бесплатной юридической помощи только к расходным обязательствам бюджетов субъектов при значительном расширении круга лиц и перечня дел, по которым оказывается бесплатная юридическая помощь, на фоне существенного снижения доходов бюджетов субъектов Федерации может повлечь неисполнение вводимой настоящим законопроектом обязанности, и предлагают рассмотреть возможность возмещения затрат бюджетов субъектов Российской Федерации на указанные цели из федерального бюджета.

За принятие законопроектов соответственно проголосовали 427 и 440 депутатов.