Выступление Вячеслава Володина на открытии седьмой сессии 2024 года

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

«Добрый день, уважаемые коллеги!

Прежде чем начать делиться планами о работе в течение осенней сессии, хочу по поручению нашего Президента, с которым разговаривал перед дверью заседания и обсуждал наши вопросы, которые у нас в повестке приоритетной, передать вам слова самые теплые, пожелания эффективной работы в интересах наших избирателей и страны. Всего вам доброго! Коллеги, об этом хочу сказать дополнительно. Вы знаете, что Владимир Владимирович большое внимание уделяет развитию парламентаризма, работе Государственной Думы. Мы всегда чувствуем его внимание и диалог, который ведет глава государства несмотря на занятость с лидерами политических фракций с участием профильных комитетов. Вы знаете, что политическая система, созданная Владимиром Владимировичем Путиным, показала свою эффективность. И надо подчеркнуть, что прошедшие выборы в единый день голосования сами за себя говорят, когда более 90 % наших граждан высказали слова поддержки парламентским партиям. Это говорит о том, что политическая система у нас с вами работает и, надо сказать, не только противодействует вызовам, но, самое главное, обеспечивает обратную связь между избирателями и парламентом.

И нам со своей стороны, конечно, надо делать все для того, чтобы повышалась эффективность работы Государственной Думы. В нашем законодательном портфеле находятся 1113 законопроектов, из которых 236 приняты в первом чтении, два приняты во втором чтении. Большая предстоит работа. У нас с вами в эти месяцы до нового года «спрессовано» много решений, которые мы должны рассмотреть. Об этом скажу несколько позже. 

Правильно будет подвести итоги о проделанной работе за август — начало сентября, когда многие депутаты находились в отпусках, работали в регионах, но мы с вами продолжали работать в новых форматах, которые показали свою эффективность. 

Провели расширенное заседание Совета Государственной Думы, посвященное вопросам оздоровления детей, летнему отдыху, его организации. И в этой связи хочется высказать признательность нашему профильному комитету, Нине Александровне Останиной, которая, несмотря на отпуск, а, как уже говорили, у политиков отпусков не бывает, подготовила заседание, объехала детские лагеря, многое сделала для того, чтобы мы профессионально рассмотрели этот вопрос, после чего подготовили предложения Правительству. И у нас в планах этот вопрос не снимать с контроля. Более того, правильно будет подготовить отдельные законодательства, потому что вопросы детского отдыха, оздоровления детей крайне важны. Мы постоянно получаем обращения от наших граждан, избирателей, чтобы этот отдых был более организованным, потому что большое количество районов, где просто нет детских лагерей: они сейчас стали межрайонными. Вы сами понимаете, это все ограничивает возможности, а очень важно, чтобы дети оздоравливались, важно, чтобы родители отдыхали. Поэтому давайте этот вопрос возьмем не просто на контроль, а выйдем на решения, которые помогут регионам, муниципалитетам организовать эту работу. И в этой связи просьба, профильный комитет, не снимать с контроля, не отпускать эту проблему из своих рук, сделав все для того, чтобы у нас ситуация поменялась уже на будущий год. Со своей стороны буду помогать. И мы обсуждали этот вопрос с Правительством, с тем чтобы на федеральном уровне эта тема тоже приобрела и звучание, и свои приоритеты. Тогда у нас многое получится. Коллеги, нет возражений? Договорились!

Мы провели также два выездных совещания Совета Государственной Думы в это время — в Санкт-Петербурге и в Самаре, ознакомились с социально-экономическим развитием этих регионов. Надо сказать, что ситуация разная, и здесь, как уже раньше обсуждали вопрос, не суть в том, где больше денег. Допустим, Самарская область у нас один из таких экономически сильнейших регионов. Депутаты здесь присутствуют, знают это: входит в десятку самых крупных экономик России. Но проблем там накопилось много. И мы как раз говорили о них, говорили о развитии Самарской области, с тем чтобы были задачи в первую очередь в сфере социальных стандартов. На примере с Санкт-Петербургом мы видели, как многое можно сделать, если только ставятся правильные цели. Санкт-Петербург стал городом социальных стандартов, которых другим пока не по силам достичь, но важно, чтобы было такое желание, потому что есть бюджеты еще более обеспеченные, но вот что касается правильного целеполагания, не во всех регионах увидишь такое отношение, как в Санкт-Петербурге, где закрыли проблему обманутых дольщиков, а в той же Самаре, несмотря на то что бюджет донор, остается этот вопрос открытым. Детские садики в Санкт-Петербурге с сентября уже стали бесплатными, а если говорить о ситуации в той же Самарской области, из четырех школ введена в эксплуатацию одна школа. Поэтому тяжелое хозяйство досталось вновь избранному губернатору. Если вот взять и сравнить тем же Санкт-Петербургом, до первого сентября они ввели 24 школы, до конца года введут 37. И закроют вообще в принципе этот вопрос, потому что за пять лет построено 106 школ. Поэтому, когда мы говорим об опыте работы регионов, везде он разный. Нам надо смотреть и изучать подходы, с тем чтобы лучшие практики развивались уже в целом в других субъектах Российской Федерации.

Ну и, конечно, когда мы изучаем все эти вопросы, стараемся их решать, будучи ближе к людям, делаем все для того, чтобы в рамках обратной связи находили поддержку решения проблемы уже на федеральном уровне в ходе обсуждения бюджета, других законов. Поэтому, коллеги, нам крайне важно рассматривать новые форматы работы Государственной Думы, с тем чтобы повысить эффективность парламента. И здесь, надеюсь, у нас нет никаких ограничений, и комитеты должны предлагать новые подходы, ну и, конечно, депутаты, фракции, инициировать их, если мы видим, что они результативны. Коллеги, говоря о повышении эффективности, это не только региональные форматы и выездные заседания, но и изменения работы Государственной Думы. Мы вчера об этом говорили на заседании Совета. И все сошлись во мнении, что нам надо изменить подходы к проведению «правительственных часов». Мы их сегодня проводим на основе договоренностей между профильными комитетами и Правительством, профильными министерствами. Когда выбирается тема, по которой выступает министр, как правило, это в основном сам отчет. Все сошлись во мнении, что правильно будет все‑таки исходить из проблем. Иными словами, есть проблема, есть запрос избирателей на обсуждение вопроса, на решение этой проблемы — и мы уже обсуждаем с министерством в режиме «правительственного часа» проведение слушаний по конкретной проблеме, беспокоящей людей. Да, это формат более сложный, он более ответственный, безусловно, но тогда мы в итоге вырабатываем решение совместно с Правительством и говорим, как видим решение того или другого вопроса. Не скрою, обсудил вчера с Председателем Правительства эти новые подходы. Михаил Владимирович поддержал их и надеется, что мы будем так же конструктивно строить работу, но он тоже понимает, что поможет и Правительству видеть проблематику, ну и, конечно, совместно с депутатами находить решение. Поэтому, коллеги, если вы поддержите, мы такие изменения внесем и дальше будем уже руководствоваться принятым решением. 

А теперь о наших приоритетах. Понятно, что у нас их много, но все‑таки постараюсь сказать о ряде из них, потому что они крайне важны для организации нашей работы и, соответственно, [это] выход на решение задач, которые мы перед собой ставим.

Безусловно, это выполнение Послания Президента нашей страны Федеральному Собранию. В Послании обозначены цели и задачи. Мы должны так же, как и в предыдущей сессии и в предыдущие годы, сделать все для того, чтобы мы со своей стороны внесли вклад в законодательное обеспечение достижения целей национального развития. Это очень важный приоритет, и хотелось бы, чтобы все руководители профильных комитетов сосредоточились на его реализации, ну и совместно с Правительством сделали все для того, чтобы мы до конца года вышли на стопроцентное решение задач, которые поставлены Президентом перед Федеральным Собранием.

Как и прежде, одним из ключевых направлений нашей работы остается поддержка участников специальной военной операции. На рассмотрении Государственной Думы сегодня находятся 20 законопроектов, которые касаются этого вопроса. Есть предложение также в приоритетном порядке их рассмотреть. Мы за прошедшее время с начала специальной военной операции приняли 112 законов и исходим из того, что создана система мер поддержки участников СВО, семей военнослужащих. Мы должны сделать все от нас зависящее для того, чтобы ребята, защищающие нашу страну, находящиеся на передовой, их семьи ни в чем не нуждались. Поэтому для нас это важнейший приоритет. Просьба ко всем делать все для того, чтобы мы со своей стороны сделали все возможное, чтобы наши солдаты, наши офицеры чувствовали надежный тыл, чувствовали поддержку депутатского корпуса и знали, что мы их поддерживаем, делаем все для поддержки их семей, понимаем, что они защищают нашу страну, и для нас очень важно, чтобы они ни в чем не нуждались.

Коллеги, еще одним из ключевых вопросов в повестке на ближайшие месяцы станет принятие бюджета на следующий год и плановый период 2026–2027 годов. Андрей Михайлович Макаров, Председатель Комитета по бюджету и налогам, здесь присутствует, но надо отдать должное ему и его коллегам: и август, и сентябрь они вместе с Правительством, Министерством финансов работали и продолжают это делать для того, чтобы был подготовлен бюджет. Мы на стадии его подготовки, можно сказать нулевых чтений, взаимодействуем с Правительством, с тем чтобы до 1 октября не просто было погружение в главный финансовый документ страны — закон основной, — но и, конечно, в ходе подготовки вносим свои предложения. Депутаты профильного комитета делают все от себя зависящее, потому что у всех есть понимание: несмотря на сложное время вызовов, делается все для того, чтобы социальные обязательства выполнялись, задачи решались, обороноспособность крепла. И мы стараемся сделать все для того, чтобы также в режиме приоритетного отношения был подготовлен законопроект о бюджете и затем поступил в Думу, мы его изучили еще вновь и вновь, обсудили и в процедуре второго чтения, в третьем чтении. Если мы его примем в первом, потому что говорю «если», хотя и закон о бюджете мы сейчас изучаем, и есть сопричастность, но все‑таки Дума есть Дума: мы коллегиально принимаем решения, поэтому, как только решение будет принято, дальше уже будем работать над поправками, как это всегда у нас бывает. Но еще раз хочу подчеркнуть, что каждая осенняя сессия — для нас это особый приоритет: мы понимаем, что от принятия закона многое зависит.

Товарищи! Мы с вами также говорили о вопросах жилищно-коммунального хозяйства. Эта тема у нас звучит постоянно. Учитывая, что мы как раз в преддверии рассмотрения бюджета, хотелось бы об этом сказать дополнительно. Конечно, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, тепло-, водообеспечения, снабжения — это темы местного и регионального уровня. И полномочия как раз местных и региональных властей. Но мы с вами видим, насколько много проблем с теплом, с водой, обеспечением наших граждан, понимаем, что здесь надо оказывать поддержку. Президент об этом сказал в ходе Послания. Мы со своей стороны должны помочь регионам, муниципалитетам. И в первую очередь хочу подчеркнуть: помочь тем муниципалитетам, тем регионам, у которых вопросы тепло-, водоснабжения обеспечиваются муниципальными предприятиями. Потому что есть концессии: там особый порядок, он прописан, более того — поддержка концессиям оказывалась. А вот что касается муниципальных предприятий, особенно в регионах-реципиентах, где дефицитные бюджеты, такая помощь необходима. Мы видим, насколько работают эффективно муниципальные предприятия в сфере ЖКХ в Москве, в Казани, в Санкт-Петербурге. Нам надо развивать эту сферу, помогая именно муниципальным предприятиям, потому что не все измеряется прибылью, и было бы хорошо, если бы мы с вами в рамках модернизации ЖКХ в приоритет выбрали поддержку именно муниципальных предприятий тепло-, водообеспечения, с тем чтобы эти структуры очень важные жилищно-коммунального хозяйства были модернизированы. Тогда у нас будет меньше проблем у граждан. Если вы это также поддержите, мы тогда попросим наши профильные комитеты взять эти вопросы на контроль, с тем чтобы такая помощь была оказана регионам и муниципалитетам.

Еще один приоритет — повышение эффективности парламентского контроля за реализацией госпрограмм. Коллеги, мы эту тему с вами обсуждали ранее. Видим, что в течение года ряд министерств «подгоняют» данные целеполагания под ситуацию, как она сложилась. Это недопустимо. Об этом говорили и Президент, и Председатель Правительства. Мы обсуждали это с Министром финансов. Поэтому важно, чтобы наш профильный Комитет по контролю, наши комитеты, которые сопровождают госпрограммы, взяли этот вопрос на отдельный контроль, с тем чтобы у нас не было изменений параметров госпрограмм. Ведь госпрограммы для нас крайне важны в плане реализации, и если они эффективно исполняются, значит, мы все ближе и ближе к целеполаганию — к целям национального развития. Что касается парламентского контроля, здесь он недостаточен, поэтому давайте мы эту работу для себя выделим как приоритетную и постараемся сделать все для того, чтобы был спрос. Мы с вами должны сделать все для того, чтобы министерства, если взяли на себя обязательства по вводу объектов, выходили уже на эти показатели, а не, сбавив темпы, пытались потом переписать эти целеполагания и считать выполненными 100 % задачи, хотя изначально планировались другие. Мы с вами понимаем, о чем речь идет.

Среди наших постоянных приоритетов в работе — защита традиционных ценностей, культуры, института семьи и детства. До конца сентября рассмотрим законопроекты о запрете на усыновление российских детей для граждан тех стран, где разрешена смена пола, об усилении ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность через интернет: нам необходимо защитить наших детей. Поэтому, коллеги, это тоже наш приоритет. 

Еще одна задача, которая, думаю, найдет поддержку как приоритетная в работе Государственной Думы: речь идет о совершенствовании миграционной политики. Поступают обращения от наших граждан. Тема звучит в ходе встреч с людьми. Вчера на заседании Совета Государственной Думы мы рассмотрели восемь законопроектов в этой сфере, отправили их на экспертизу и согласование в правительства в регионы. Есть предложение поручить комиссии во главе с Ириной Анатольевной Яровой изучить все предложения и нас проинформировать, потому что в этой сфере было принято много и законодательных решений, соглашений еще в 90-е годы, поэтому нам надо изучить проблему в комплексе, уйти от демагогии и заявлений популистских, а постараться решить проблему, которая нами всеми воспринимается. Мы понимаем свою ответственность, но важно еще, чтобы Правительство подключилось к этой работе. Мы с вами знаем, что Министерство труда отвечает за трудовую миграцию, Министерство внутренних дел осуществляет контроль и решает вопросы, связанные с оформлением гражданства, вида на жительства и многие другие вопросы в этой сфере, в сферах компетенции этого министерства. Поэтому давайте приглашать профильные министерства, руководителей, обсуждать этот вопрос, с тем чтобы и проблемы были решены, и, с другой стороны, экономика от этого не страдала. Мы с вами должны выйти на те форматы, которые позволят нам делать все для того, чтобы мигранты, приехав, себя реализовали, но при этом приезжали со знанием языка, уважая наши традиции, наши законы, нашу культуру и, конечно, чтобы не было никаких напряжений, связанных с теми, кто хочет [стать] гражданином Российской Федерации. Вот давайте на себя тоже такую ответственность возьмем, потому что заявления заявлениями, но надо искать решение вопроса. И здесь надеемся на то, что Правительство также подключится к реализации этой задачи.

Я постарался озвучить все те приоритеты, которые высказывали фракции, высказывали профильные комитеты. Безусловно, у нас с вами, как уже говорил, в портфеле 1113 законопроектов. Вопросы в них решаются самые разные, но если вот так вот сгруппировать по направлениям, у нас приоритеты вырисовываются. Но сейчас будут выступать руководители политических фракций. Возможно, еще появятся дополнительные приоритеты, и мы примем по ним решения, возьмем на контроль и будем заниматься реализацией.

Сейчас, как и ранее мы с вами обычно это делали, хочу перейти к международной повестке. Она для нас крайне важна. Мы с вами занимаемся международной деятельностью — это неотъемлемая часть работы парламента. Ситуация сегодняшнего дня отличается тем, что наша страна вот уже более 10 лет находится в состоянии санкций. Нам противодействуют в развитии, и здесь надо сказать, что, несмотря на шантаж, угрозы Вашингтона и Брюсселя, чтобы с нами не поддерживали отношения, не выстраивали их не только в торговле, но и в режиме коммуникаций, все больше и больше друзей [у] нашей страны. Мы это видим по количеству делегаций, которые приезжают к нам, мы видим это по приглашениям, которые звучат со стороны других стран. В рамках парламентского измерения мы должны сделать все для того, чтобы договоренности, достигнутые на уровне глав государств, подписанных соглашений, были реализованы. Наша задача здесь — постараться рассматривать вопросы, которые, видим, буксуют, и мы нашли новые формы с нашими коллегами.

В этом году провели комиссию на уровне парламентов с Китаем, Вьетнамом, планируем поездку в Индию, к нам приезжают большие делегации — вот сегодня будет одна из них, — поэтому, уважаемые коллеги, мы с вами понимаем, что большая часть государств, стран мира хотят, чтобы мир был многополярен, хотят справедливое мироустройство. Это нас объединяет, и поэтому нам есть что обсудить. Более того, граждане разных стран хотят сами планировать свое будущее, определять судьбу своей страны, своего государства. 

А что касается Вашингтона, мы с вами видим, что происходит на Украине. Это полностью их рук дело. Для того чтобы сохранить свою гегемонию, Вашингтон вскормил нацистский режим. Это принесло трагедии во многие семьи граждан Украины, [привело] к потерям, трагедиям. И это ради лишь одного: попытка сохранения однополярного мира, попытка сохранить свое доминирование, управлять другими. Сегодня США, не стесняясь, обсуждают возможность нанесения ударов по территории Российской Федерации: обсуждают с главами европейских государств, обсуждают с Украиной, хотя на Украине обсуждать не с кем эти вопросы. Президент Украины давно нелегитимен, своих родителей отправил в Израиль, семью — в Лондон. Ему вообще без разницы, что там на Украине. Парламент устранился, хотя должен был взять ответственность на себя. Поэтому ответственность лежит полностью на Соединенных Штатах Америки. И вот они сами с собой обсуждают вопрос о нанесении ударов. А что такое нанесение ударов? Военные люди знают. Спутниковые группировки принадлежат США, странам НАТО. Наведение и приведение в исполнение команд будут в этом случае из высокоточного оружия в увязке со спутниковыми группировками исполняться военнослужащими НАТО, а это значит, НАТО полностью втягивается в этот конфликт и становится его участником. Ну во‑первых, вот эти обсуждения, которые сейчас идут, мир не должен просто так пропускать, что эта вот идеология глав государств, вот это обсуждение может привести к страшнейшим последствиям. Вдумайтесь только, что они обсуждают! Они обсуждают нанесение ударов по нашим мирным городам. Причем обсуждают, считая, что это их не коснется. Это не так: мы ответим, и нам есть чем ответить. Более мощное оружие стоит наготове. И вот крайне важно, чтобы парламенты Соединенных Штатов Америки, европейских государств понимали и отдавали себе отчет, что может произойти. Байден, который уже ушел, убежав с избирательной гонки, Шольц, который практически проиграл везде и его будущее как политика нулевое, Макрон — граждане Франции также ему не оказали поддержку — сегодня могут спровоцировать конфликт, который приведет к необратимым последствиям. Мы со своей стороны должны сделать все для того, чтобы это не допустить. Давайте поддержим нашего Президента Владимира Владимировича Путина. Он делает все для того, чтобы остановить ядерную катастрофу, для того, чтобы остановить войну, которая может перерасти в мировую. Но хотелось бы, чтобы политики европейских стран понимали, к чему их ведут лидеры, у которых нет поддержки своих народов. Но они, занимая свои должности, не думают о перспективах. Вот наша задача — сделать все зависящее от депутатов, с тем чтобы не допустить этой трагедии. Но еще раз сказать им: нам есть чем ответить, и мы ответим. И они не должны думать, что это не произойдет. Это произойдет. Поэтому им надо остановиться.

Ну а нам, коллеги, со своей стороны надо более эффективно работать. Это и предлагаю сделать. За работу, товарищи!»