В Государственной Думе состоялось совместное заседание профильных комитетов ГД по ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, прошедшее по поручению Председателя ГД. Открывая мероприятие, Первый заместитель Председателя Комитета по энергетике Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
подчеркнул, что нефтепереработка как сегмент нефтяной отрасли развивается достаточно динамично: глубина переработки за счет модернизации НПЗ значительно выросла и составляет 86 % с тенденцией к росту, причем производятся нефтепродукты высоких экологических классов в объемах, достаточных для обеспечения и внутреннего рынка, и экспорта. Модернизация будет продолжена, и здесь важно обеспечить компаниям механизмы поддержки таких программ и сохранение доходности переработки, в том числе при производстве нефтепродуктов для внутреннего рынка.
При этом при наличии достаточных объемов производства и запасов топлива на внутреннем рынке периодически случаются кризисы как с ценами на нефтепродукты, так и с объемами их предложения и спроса. Это указывает на необходимость более глубокой и тонкой «донастройки» регулирования и нормативной базы отрасли, в том числе для обеспечения своевременной доставки нефтепродуктов потребителю с учетом сезонности роста потребления.
Первый заместитель Министра энергетики РФ Павел Сорокин, выступая на совместном заседании комитетов Государственной Думы, сообщил о том, что на сегодня внутренний рынок обеспечен бензином и дизельным топливом, цены на них в розничном сегменте остаются стабильными. С начала года розничные цены на автомобильный бензин на АЗС растут на 2,9–3,2 % и на 2,3 % на дизельное топливо против инфляции в 4,8 %.
Объемы среднесуточной переработки на сегодня, после завершения внеплановых ремонтов НПЗ, атакованных вражескими беспилотниками в начале года, на 4 % выше уровня июля прошлого года — главным образом благодаря предприятиям ВИНК. Ожидаемый выход из ремонта еще двух заводов даст прирост этого показателя. Удалось создать значительные запасы бензина и дизельного топлива: они существенно выше среднеисторических, несмотря на период пикового спроса.
Объемы реализации топлива на СПбМТСБ находятся на достаточном уровне. Суточные биржевые продажи бензина на 12 % выше уровня июля 2023 г., но при этом на 12 % ниже уровня июня 2024 г. Объем биржевых продаж дизеля выше прошлогоднего июля на 37 %, но на 10 % ниже уровня июня 2024 г. Ведется работа по увеличению предложения на бирже именно АИ-95, с которым были определенные проблемы, а также по ускоренной доставке этого продукта железнодорожным транспортом.
Временные локальные проблемы с отгрузками нефтепродуктов уже решены благодаря активной совместной работе Минэнерго, Минтранса России и РЖД. Ведется системный мониторинг ситуации с целью недопущения затоваривания НПЗ и, как следствие, снижения производства нефтепродуктов.
Минэнерго и ФАС отслеживают динамику цен на топливо на АЗС и для сельхозпроизводителей. Ситуация стабильная, проблем с поставками топлива для аграриев нет. Изменение цен на него в мелкооптовом сегменте рынка в 2024 году не превышает темпов инфляции: как с начала проведения полевых работ, так и относительно окончания сезона в 2023 году.
Один из важных моментов, требующих решения, — сохранение текущего приоритета перевозок нефтепродуктов по железной дороге для внутреннего рынка. Рынок видит риск повторения ситуации прошлых осени и зимы, когда проблема вывоза нефтепродуктов с НПЗ была одной из основных причин разгрузки заводов и снижения предложения моторного топлива на внутреннем рынке. Сейчас ситуацию удается удерживать благодаря «ручной работе», но в связи с летним сезоном она опять ухудшается. Минэнерго России считает крайне необходимым на бессрочной основе закрепить приоритетность перевозки и погрузки/разгрузки нефтеналивных грузов и нефтехимической продукции на уровне
3-й группы для недопущения проблем в будущем.
Следующий момент — проработка дополнительных мер регулирования экспорта, включая недопущение «серого» экспорта топлива, в том числе через страны ЕАЭС. Уже принято принципиальное решение продлить запрет экспорта бензина из России на сентябрь–октябрь. Нужно совершенствование механизмов экспорта нефтепродуктов с учетом накопленного за этот год опыта, с тем чтобы не было необходимости постоянного ручного управления. Задача регуляторики — не позволять кризисам на мировых топливных рынках в условиях международной напряженности негативно влиять на ситуацию с нефтью и нефтепродуктами внутри России.
Павел Завальный подчеркнул важность интенсификации развития мало- и среднетоннажного СПГ и перевода на этот вид топлива большегрузного коммерческого транспорта и карьерной техники, являющихся крупными потребителями автомобильного топлива. Сегодня одним из сдерживающих факторов является нехватка техники на СПГ, и тут может помочь сотрудничество с белорусскими производителями. Эти вопросы будут обсуждаться в сентябре этого года на совместном заседании комиссий Парламентского Собрания Беларуси и России. Кроме того, Павел Завальный анонсировал проведение совместного круглого стола комитетов Государственной Думы по энергетике, по экономической политике и по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры в период осенней сессии Государственной Думы. На нем планируется обсудить экономические и налоговые меры стимулирования замещения моторного топлива СПГ.
Одним из факторов стабилизации рынка нефти и нефтепродуктов, требующим слаженной работы профильных силовых структур и законодателей, является усиление безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК и транспортной инфраструктуры. Увеличение количества атак вражеских беспилотников на НПЗ с начала 2024 года подтвердило своевременность этой работы и необходимость ее продолжения в тесном взаимодействии с профильными органами исполнительной власти и силовыми структурами.
Уже приняты изменения в Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», которые наделяют ведомства, обеспечивающие физическую защиту категоризованных объектов ТЭК, и подразделения транспортной безопасности правом противодействия беспилотным аппаратам. Сейчас готовится к внесению законопроект, который наделит корпоративные службы безопасности компаний ТЭК правом использования РЭБ для воздействия на бортовые приемники сигналов систем навигации БПЛА. Павел Завальный — один из авторов этого документа.