Обращение ГД «К Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу корректировки подзаконных актов в сфере миграционной политики в части обеспечения законодательного механизма принудительного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории РФ»

Документ принят единогласно
Дума здание

«Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграционных отношений относится к одному из приоритетных направлений деятельности Государственной Думы. 

Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 года № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы (далее — Концепция), согласно которой важнейшими направлениями миграционной политики в области профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации и коррупционных нарушений в сфере миграции являются совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности и совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении иностранных граждан за пределы Российской Федерации и их депортации. 

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 6 марта 2020 года № Пр-469 по вопросам реализации Концепции необходимы «унификация правил, устранение пробелов правового регулирования и выработка единого алгоритма действий по организации высылки за пределы Российской Федерации иностранных граждан, нахождение которых в стране нежелательно, включая порядок взаимодействия головного государственного органа с иными государственными органами при осуществлении высылки, особенности содержания в специальных учреждениях, особенности исполнения решений о высылке в отношении лиц, страдающих опасными заболеваниями, и иных опасных или уязвимых категорий лиц и др.». 

По инициативе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации разработаны и 23 июля 2024 года приняты федеральные законы «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 614967–8) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (№ 615003–8), устанавливающие применение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, нового правового режима — режима высылки. 

В Государственной Думе по инициативе рабочей группы по анализу законодательства Российской Федерации в сферах безопасности и миграционной политики обсуждены вопросы, связанные с организацией принудительного выдворения, с приглашением руководства Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иных федеральных органов государственной власти, в том числе проведен анализ подзаконных нормативных правовых актов в сфере регулирования миграционных процессов, по итогам которого выявлены проблемы, не решенные ранее федеральными органами исполнительной власти и требующие рассмотрения и решения на уровне Правительства Российской Федерации. 

Согласно законодательству после принятия судом решения об административном выдворении сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны доставить выдворяемое лицо в специальное учреждение Министерства внутренних дел Российской Федерации для последующего выдворения за пределы Российской Федерации. 

Решение о выдворении может быть вынесено любым судом общей юрисдикции независимо от удаленности специального учреждения, что на практике создает серьезные препятствия сотрудникам Федеральной службы судебных приставов для обеспечения незамедлительного доставления лиц в центр временного содержания и организации их дальнейшего сопровождения. 

В этой связи по итогам состоявшихся обсуждений предлагается рассмотреть вопрос об использовании всех имеющихся помещений Министерства внутренних дел Российской Федерации, предназначенных для размещения административно задержанных лиц, в целях возможного обеспечения временного размещения выдворяемых лиц в случаях невозможности их помещения в специальные учреждения при отсутствии таких учреждений в населенном пункте либо отсутствии в них свободных мест. Данный подход позволит обеспечить безопасность граждан Российской Федерации и предупредить нарушения общественного порядка. 

Для решения этой задачи предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации, касающихся условий и порядка содержания (пребывания) иностранных граждан в специальных учреждениях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, предлагаем Правительству Российской Федерации учесть позицию Счетной палаты Российской Федерации и рассмотреть вопрос о синхронизации информационных систем в сфере миграционного учета, повышении их статуса и уровня использования, а также предлагаем проработать вопрос об интеграции реестра контролируемых лиц в государственные информационные системы в сфере миграционного учета и ускорить работу по созданию такого реестра. 

На основании изложенного Государственная Дума обращается к Вам, уважаемый Михаил Владимирович, с просьбой принять все необходимые меры, направленные на совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности и совершенствование порядка исполнения решений об административном выдворении, включая обеспечение требований законодательства Российской Федерации о принудительном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации».