Комитет по бюджету и налогам рекомендовал ко второму чтению изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие индексацию размера государственных пошлин для дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами. Мера позволит обеспечить повышение эффективности судебной системы. Значительная часть полученных средств станет еще одним источником доходов муниципальных бюджетов.
Размер действующей на сегодня государственной пошлины на протяжении 15 лет практически не повышался, что привело к утрате судебной пошлиной какого‑либо экономического и регулирующего смысла. Согласно статистике, доходы от сбора судебных пошлин в 2022 и 2023 годах составили лишь 5,2 и 4,8 % от общих расходов федерального бюджета на содержание судебной системы.
Важно, что для сохранения необходимой доступности правосудия наравне с повышением ставок государственной пошлины законопроект в полном объеме сохраняет для граждан и организаций установленные в настоящее время льготы, связанные с возможностью уменьшения размера государственной пошлины, отсрочки, рассрочки либо освобождения от ее уплаты. Так, от уплаты государственной пошлины по‑прежнему будут освобождены работники при защите их трудовых прав, инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах, истцы по вопросам нарушения прав потребителей, в некоторых случаях — пенсионеры.
Также вводятся дополнительные льготы, направленные на освобождение от уплаты пошлин детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан — банкротов по вопросам формирования конкурсной массы, реестра требований кредиторов и освобождения от долгов. Предусматривается и новая льгота в виде освобождения от 70 % пошлин по искам, связанным с защитой прав на единственное жилье.
Помимо этого для приказного производства сохраняются льготные правила исчисления пошлины, предполагающие оплату только 50 % от суммы обычного сбора. Важно учесть, что приказное производство составляет 85 % дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства.
Стоит отметить, что в части экономических споров предлагаемые законопроектом изменения в Налоговый кодекс для субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривают незначительные изменения действующих ставок.
При доработке текста поправок были проведены консультации с представителями профессионального сообщества, различных объединений и ассоциаций. Предлагаемые изменения позволят обеспечить соответствие государственной пошлины актуальным экономическим реалиям и повысить эффективность правосудия.