Выступление Вячеслава Володина на пленарном заседании Х Парламентского форума БРИКС «Парламентское измерение БРИКС: перспективы укрепления межпарламентского взаимодействия»

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин

«Уважаемые коллеги, друзья! Мы впервые в таком составе встречаемся на X Парламентском форуме БРИКС. Прежде всего хочу поприветствовать наших товарищей по БРИКС, которые участвовали во всех заседаниях предыдущих: наших коллег из Бразилии, Индии, Китая. И конечно, хочется сегодня поздравить со вступлением и поприветствовать здесь наших новых друзей — коллег по БРИКС, тех, кто вступил буквально в этом году и сегодня приехал: наших коллег из Ирана, Египта, Эфиопии, представляющих Арабские Эмираты.

Очень приятно то, что вы приехали большими делегациями. Мы многих из вас знаем, и для нас это новая возможность для встреч, обсуждения вопросов, проблем. Увеличение числа участников БРИКС наглядно подтверждает запрос на многополярный и справедливый миропорядок.

Наша страна всегда выступала за повышение [роли] государств Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока в международных делах. Мы видим, что сейчас все больше стран стремятся к укреплению своего суверенитета, национальной и культурной идентичности. Этот процесс необратим. Он будет только набирать обороты. Люди хотят планировать свою жизнь, будущее. Никто не собирается отдавать это кому‑то, на чей‑то откуп. Тем более мы с вами видим, когда масса примеров показывают, что подчинение гегемонии одной страны приводит к непоправимым последствиям и разрушению целых государств.

Люди некогда жили счастливо и благополучно, но после того, когда они потеряли своей суверенитет, свою независимость, утратили свою культуру, традиции, государства пришли в упадок, были разрушены — это Ливия, Ирак, Афганистан и даже европейские страны. Но это не тот путь, который хотел бы каждый народ для себя, своих потомков. Поэтому такие объединения, как БРИКС, имеют огромную перспективу, потому что основываются на выстраивании отношений уважения, дружбы, невмешательства в дела суверенных государств, но и, конечно, защищают свой суверенитет, свои традиции, культуру каждой страны.

Поэтому, когда мы говорим о БРИКС, все больше это объединение становится одной из ключевых опор многополярного мира, который — сегодня мы видим — постепенно начинает формироваться. Запрос на него огромен, и каждая страна, каждый народ хотели бы, чтобы мировой порядок был справедлив. Поэтому мы все, представляя наших граждан, выражая их волю, должны со своей стороны сделать все возможное для того, чтобы отстоять принципы взаимовыгодного сотрудничества в вопросах международных, уважения к национальным традициям, и сделать все от нас зависящее для того, чтобы это легло в основу построения будущих международных отношений между всеми странами.

Только на этой базе можно построить архитектуру, которая соответствует запросам граждан, представляющих разные страны: большие, маленькие, богатые и не очень. Но каждый народ хочет сам определять свое будущее. Поэтому когда мы говорим о БРИКС — эта организация реализует именно такие задачи. И поэтому она привлекательна, и мы видим, что много стран стремятся в ней принять участие.

За прошедшие годы объединение превратилось в один из крупнейших экономических центров, который выражает интересы мирового общества. На наши страны приходится более трети площади и 45 % населения Земли. Доля государств БРИКС в мировом ВВП по паритету покупательной способности выросла до 36,8 %, превысив удельный вес «Большой семерки», который составляет 29 %, исходя из последних данных.

И этот отрыв будет только увеличиваться. Три страны БРИКС — Китай, Индия и Россия — входят в топ-5 стран по показателю ВВП, по паритету покупательной способности. Главное, что отличает БРИКС, — это готовность выстраивать отношения на равных, взаимовыгодных условиях для повышения качества жизни граждан каждого государства — участника БРИКС.

В этой связи важно в рамках парламентского измерения более активно работать над реализацией решений, принятых на уровне лидеров наших стран, чтобы вывести сотрудничество на новый уровень. И парламентское измерение должно внести свой вклад в достижение этих целей, решение задач.

Друзья! В мире возникают все новые вызовы. На примере Российской Федерации, Китая, Ирана, ряда других государств мы видим, как Вашингтон и Брюссель пытаются остановить развитие наших стран, других государств, вводя нелегитимные санкции, объявляя торговые войны, воруя золотовалютные резервы, используя международные платежные системы и доллар как инструмент политического давления.

Против Российской Федерации за последние 10 лет введено свыше 21 тысячи незаконных санкций. Несмотря на это наша страна укрепляется, экономика смогла адаптироваться, показывает уверенный рост. В прошлом году он составил 3,6 %, за первые месяцы текущего года превысил 4 %.

Санкции бумерангом ударили по их инициаторам: США утратили экономическое лидерство. Все попытки вернуть его, в том числе за счет ослабления Евросоюза, результата не принесли. Доллар теряет статус мировой резервной валюты. Для обеспечения своей финансовой безопасности суверенные страны, в первую очередь участники БРИКС, начинают отказываться от токсичного доллара. Его доля в экспортно-импортных операциях в рамках объединения в прошлом году составила всего лишь 28,7 %. Мы во многом перестроили наши отношения, базируясь на национальных валютах.

Только что обсуждали эти вопросы с нашими коллегами из Ирана, до этого говорили с нашими коллегами из Индии, других стран. Конечно, нам нужно делать все для того, чтобы наши отношения строились на основе национальных валют. Это не только надежно, но и будет развивать наши национальные экономики. Доллар превратили в инструмент политических спекуляций. Нельзя целые страны и народы делать заложниками этих махинаций, которые США в рамках всего земного шара используют для достижения своих интересов.

Наша задача — создавать правовые механизмы для защиты финансово-экономического суверенитета своих государств, способствовать развитию межбанковской кооперации, содействовать наращиванию, как уже говорил, доли национальных валют во взаимных расчетах. И в этой части, конечно, мы со своей стороны должны [делать] все от нас зависящее, для того чтобы в рамках гармонизации законодательства, формирования правового государства в той части, которая нам необходима, мы более эффективно развивали экономики своих стран за счет кооперации, за счет выстраивания отношений между нашими странами. Надо постараться сделать это, потому что это именно та тема, [которая] для нас, для законодателей, является ключевой, в рамках исполнения своих полномочий.

Это будет вклад в развитие международных отношений и построение более справедливого мира, потому что, когда речь идет о создании правовых основ, безусловно, законодатели не должны стоять в стороне: со своей стороны делать все возможное, чтобы мы создавали основу для более эффективной работы и исполнительным органам власти, ну и, конечно, когда речь идет о гармонизации национальных правовых систем. Нам это важно для более эффективной борьбы с такими общими вызовами, как терроризм, экстремизм, транснациональная преступность, незаконный оборот наркотиков и оружия.

Повестка нашего межпарламентского сотрудничества также включает взаимодействие в сферах энергетики, науки и новых технологий, в том числе и искусственного интеллекта. Будет правильно обменяться опытом законотворчества в этих областях. Мы буквально вчера с нашими китайскими коллегами провели совместные заседания межпарламентской комиссии высокого уровня, и этот формат еще раз показывает: очень многое можем сделать, если будем себя настраивать на конечный результат, на решение задач, которых от нас ждут наши страны, наши государства.

И в этом случае наши отношения будут развиваться еще более эффективно, потому что сегодня время не знакомства, разговоров о том, как мы друг к другу относимся, — сегодняшнее время вызовов и решения проблем преодоления многих и решения задач, от которых зависит благосостояние и будущее государств, поэтому и нам надо постараться найти те форматы сотрудничества, которые будут вкладом в развитие наших отношений на именно межпарламентском уровне. И в этой связи, конечно, нам правильно будет обменяться опытом законотворчества в тех сферах, которые могли бы взаимно нас продвинуть по пути решения проблем и достижения целей, которые стоят перед нашими государствами.

Уважаемые коллеги, необходимо продолжить развивать гуманитарные контакты, культурно-образовательные, туристические обмены. Когда мы говорим о туризме, здесь люди выбирают страну, и это о многом говорит. Надо сказать, что все те, кто присутствует за этим столом, могут оценить, насколько это не только важно, но показательно, когда на уровне уже наших граждан возникает положительное отношение к нашим государствам, где люди оценивают и с точки зрения экономики и безопасности возможности отдохнуть на территории другой страны. И мы можем лишь сказать, что правильно было бы также через законодательные решения посмотреть, что мы можем сделать для того, чтобы люди могли ездить, отдыхать, знакомиться с культурой, и здесь могло бы быть хорошим вкладом как раз участие в рамках парламентского измерения наших структур в рассмотрении этого вопроса.

Без диалога нет доверия, без доверия нет развития в условиях современных вызовов и угроз. Нам необходимо искать общие подходы к решению проблем глобальной безопасности. Вместе мы сможем очень многое сделать. Спасибо вам большое за внимание.

Надеюсь, что мы еще сможем пообщаться, но и, конечно, хочется еще раз подчеркнуть, что в рамках парламентского измерения мы можем многое сделать для того, чтобы развивать отношения между нашими странами, развивать вот это большое, новое, растущее объединение БРИКС, где уже не хватает букв в аббревиатуре, потому что количество участников много больше, чем было ранее. И сегодня они за этим столом, но в будущем, наверное, надо будет придумывать тот стол, за которым они все [бы] поместились, потому что у БРИКС есть то, чего нет у других объединений: его цели воспринимаются все большим количеством государств. Спасибо большое!»