Принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

8 июля Государственная Дума приняла в третьем чтении («за» – 314) проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», инициированный Правительством РФ.

Закон уточняет систему организации государственного контроля (надзора) и перечень уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти, определяет предмет и основания для проведения плановых и внеплановых проверок.

Комментируя принятие закона, председатель профильного Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров Федоров Евгений Алексеевич Федоров
Евгений Алексеевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что «задача государства – обеспечить максимальную безопасность своих граждан от возможных аварий. Поэтому, законодатели должны создать правовое поле, в котором риск возникновения чрезвычайных ситуаций будет сведен к нулю, а. значит, и предотвратит гибель людей. Данным законом мы совершенствуем систему контроля при проведении государственных проверок в ряде отраслей экономики, где проверки систем безопасности должны носить особый режим. Мы не должны допустить техногенных катастроф, подобных той, что произошла на Саяно-Шушенской АЭС».

Е.Федоров сообщил: «Изменения вносятся в отдельные положения 62 федеральных законов РФ, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора), поэтому это системный законопроект, принятием которого мы совершили значительный шаг в обеспечении эффективного баланса интересов государства и бизнеса при осуществлении госконтроля и надзора.

Базовый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был принят, прежде всего, для снижения административных барьеров и устранения излишнего давления на предпринимателей. Были исключены дублирующие контрольно-надзорные функции государственных органов, обеспечена прозрачность действий должностных лиц при проведении проверок.

Вместе с тем, эффективно осуществлять контрольные мероприятия в отдельных областях экономического развития, применяя общие нормы, невозможно, а иногда даже небезопасно для государства и для жизни граждан. Поэтому, по ряду видов контроля (надзора) были предусмотрены изъятия, а по ряду – должны были быть разработаны и приняты специальные нормативные правовые акты, которые содержали бы особенности организации и проведения контрольно-надзорных проверок».

Так ранее была установлена норма о проведении проверок предприятий и организаций не чаще чем один раз в три года. В результате под эту норму попали объекты, требующие постоянного контроля со стороны госорганов. Это объекты повышенной опасности, объекты образования и медицины, общепита, продуктовые магазины и другие. Данный закон устанавливает возможность проведения проверок чаще, чем один раз в три года. Меняется периодичность плановых проверок, например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий регулируемыми ценами (тарифами), за соблюдением требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности. Увеличена предельная продолжительность проведения проверок, например, до 30 рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности. Внеплановые выездные проверки можно будет проводить без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта о факте проведения проверки, в случаях, когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий, например, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере рекламы, промышленной и транспортной безопасности.

«Данный закон направлен и на обеспечение ядерной и радиационной безопасности на объектах атомной энергетики, энергетической безопасности, безопасности на угольных шахтах, крупных химических и нефтехимических комплексах, гидротехнических сооружениях, в других отраслях промышленности, на обеспечение контроля за оборотом наркотических средств и оружия, безопасности дорожного движения, строительства, соблюдения норм безопасности при проведении капитального ремонта и реконструкции», – подчеркнул Федоров.