Председатель Комитета Павел Завальный назвал законопроект важным этапом работы по гармонизации законодательства для повышения надежности и эффективности функционирования сетевого хозяйства в электроэнергетической отрасли.
«Создание единых центров ответственности по энергоснабжению потребителей на уровне регионов и повышение ответственности ТСО за обеспечение надежности были заложены в Поручение Президента РФ от 17 февраля 2022 года № Пр-325. При этом во главу угла должны быть поставлены не только размеры и количественные критерии, а качество, эффективность и надежность работы ТСО», — отметил он.
Проект федерального закона предполагает создание в каждом субъекте Российской Федерации системообразующих ТСО (СТСО) — единого центра ответственности, который будет осуществлять функцию «одного окна» для потребителей услуг по передаче электроэнергии и энергосбытовых организаций, эксплуатировать бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства и устранять масштабные аварии на сетях прочих территориальных сетевых организаций по решению регионального штаба по надежности. Статус СТСО планируется присваивать крупнейшей ТСО в регионе на основании утверждаемых Правительством РФ критериев. Оценку соответствия таким критериям будет проводить региональный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а принимать решение об определении СТСО — высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. При этом предполагается проводить оценку соответствия ТСО критериям отнесения к СТСО не чаще одного раза в пять лет. На территории Москвы предполагается функционирование двух СТСО, что обусловлено технологическим состоянием и топологией сетей (в основном это линии электропередачи в кабельном исполнении, не подверженные воздействию погоды).
В части тарифного регулирования устанавливается, что экономически обоснованные расходы СТСО
подлежат включению в состав цен (тарифов) за исключением расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, а также расходов на ликвидацию на основании решения штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварий на ОЭСХ других ТСО.
При этом в соответствии с рекомендациями Комитета Минэнерго России проведен экономический анализ оценки тарифных последствий принятия законопроекта, который показал, что роста тарифа для потребителей не прогнозируется.
Комитет считает, что определение в каждом субъекте Российской Федерации СТСО как единого центра ответственности за надежное энергоснабжение позволит эффективно проводить единую техническую и эксплуатационную политику, синхронизировать внедрение отраслевых технологий и оборудования.
Дополнительно принятие законопроекта позволит более эффективно использовать в деятельности субъектов естественных монополий «эффект масштаба», преодолеть квазиконкурентые условия деятельности искусственным образом созданных ТСО. При этом ТСО, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям, продолжат свою деятельность, для них
экономические условия остаются прежними: изменению подлежит договорная схема отношений с потребителями услуг, в которую включается СТСО как гарант надежности энергоснабжения.
Комитет, отмечая актуальность проектируемых норм, вместе с тем считает необходимой доработку законопроекта ко второму чтению по ряду параметров. В их числе установление запрета на получение организацией статуса СТСО в случае ее нахождения под контролем иностранного инвестора и введение в качестве критерия отнесения владельцев ОЭСХ к ТСО ненахождение под контролем иностранного инвестора. Также Комитет рекомендует Минэнерго России до принятия проекта федерального закона в третьем чтении представить для анализа и обсуждения проекты нормативных правовых актов, которые будут приняты в развитие законопроекта.
Также документ создает правовые условия для организации дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. На сегодня эти вопросы не урегулированы в части требований по надежности и безопасности в электроэнергетике: отсутствуют достаточные правовые основания для учета включения таких проектов при планировании инвестиционной деятельности и строительстве объектов. Это не позволяет обеспечить массовый переход на дистанционное управление объектами электроэнергетики и масштабировать положительные эффекты внедрения технологий дистанционного управления в рамках отрасли. Комитет поддерживает проектируемый дифференцированный подход к решению вопроса об организации дистанционного управления объектами электроэнергетики, основанный на наличии (отсутствии) технической возможности внедрения такой технологии. Собственники и иные законные владельцы объектов электроэнергетики, в отношении которых такая техническая возможность будет установлена, и субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике обязаны не позднее 1 января 2027 года обеспечить переход на дистанционное управление в соответствии с совместными планами-графиками. Создание технической возможности дистанционного управления на объектах электроэнергетики из диспетчерских центров, для которых в настоящее время такая возможность отсутствует, предполагается осуществлять при последующей реконструкции. Сроки проведения такой реконструкции проектом федерального закона не регламентируются и определяются собственниками самостоятельно.
Также законопроект закрепляет понятие «цифровая информационная модель объекта электроэнергетики», при этом не вводит для субъектов электроэнергетики и потребителей электроэнергии дополнительных обязанностей по формированию информационных моделей принадлежащих им объектов и не устанавливает конкретные сроки обязательного перехода исключительно на автоматизированный информационный обмен.
Отдельно Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
подчеркнул еще одну задачу, которую решает рассмотренный законопроект. Он позволит создать более эффективный механизм расследования причин аварий и инцидентов в электроэнергетике.
«Сегодня ФЗ № 35 предусматривает полномочия Правительства России на утверждение правил расследования только аварий в электроэнергетике, что не дает возможности дифференцировать технологические нарушения на объектах электроэнергетики по критериям рисков и угроз и
установить различный порядок расследования для разных категорий технологических нарушений.
На уровне федерального закона положения, определяющие необходимость расследования причин аварий в электроэнергетике, разработки и реализации противоаварийных мероприятий, также не закреплены. Определяются только полномочия Правительства РФ на определение правил расследования причин аварий в электроэнергетике. Предлагаемый к принятию документ предполагает
установление на законодательном уровне нормы об обязательном проведении расследования причин аварий и инцидентов на объектах электроэнергетики, установление для субъектов электроэнергетики обязанности по реализации противоаварийных мероприятий и наделение соответствующими полномочиями Правительства Российской Федерации и Минэнерго. Также предлагается
вернуться к двухуровневой классификации технологических нарушений на аварии и инциденты, в течение многих лет применявшейся в отрасли», — пояснил он.
Комитет поддерживает проект федерального закона № 594962–8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом его доработки ко второму чтению и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Предлагается включить законопроект в проект порядка работы Государственной Думы на 22 мая 2024 года.