Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
, открывая дискуссию, отметил, что, несмотря на то что в целом топливно-энергетический баланс России является низкоуглеродным благодаря высокой доле атома, гидроэнергетики и природного газа, угольная генерация играет и будет играть важную роль в энергосистеме России, и особенно в энергобалансах регионов страны Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. На сегодняшний день несколько сотен котельных и ТЭС работают на угольном топливе и производят около 13 % электроэнергии и около 20 % тепла в общем объеме энергопроизводства. Сжигание угля сопровождается образованием значительного объема золошлаковых отходов (ЗШО), оказывающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Сегодня объемы утилизации ЗШО в России минимальны, основная их часть направляется на золоотвалы, которые уже занимают территории общей площадью свыше 28 тысяч га, что сопоставимо с площадью небольшого государства. При этом часть их по мере урбанизации территорий оказалась в районах жилой застройки, в том числе — в случае с отвалами старых угольных электростанций — в центральной части крупных городов и агломераций.
Первый заместитель Председателя Комитета по энергетике Дмитрий Исламов
Исламов
Дмитрий Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 102 (Прокопьевский – Кемеровская область)
сообщил, что при Комитете с предыдущего созыва Государственной Думы работает экспертная комиссия по обращению с ЗШО и в рамках круглого стола будут представлены ее наработки, в том числе в части предложений по нормативно-правовому регулированию этой сферы.
На сегодня в ряде регионов России экономической альтернативы угольной генерации нет, она продолжит играть важную роль в энергообеспечении территорий как минимум в среднесрочной перспективе.
Это означает, что угольная генерация должна стать экологичной, это касается и технологий сжигания угля, и улавливания СО2, и утилизации ЗШО. Потенциал полезного применения ЗШО значителен, основными экономически целесообразными способами утилизации золошлаковых отходов от угольной генерации являются замена натурального сырья в производстве строительных материалов, в строительстве, в дорожном строительстве, использование ЗШО для рекультивации земель и иных ландшафтных работ.
Одним из условий более активного вовлечения ЗШО в оборот является совершенствование нормативной базы, а также экстраполяция уже имеющегося опыта их использования на новые проекты и регионы и стимулирование спроса на ЗШО как полезный ресурс.
Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов рассказал о работе, которую ведет Министерство.
По данным Минэнерго России, сегодня на специализированных золоотвалах накоплено порядка 1,3 млрд т ЗШО, при этом ежегодно образуется порядка 18 млн т, из которых повторно
применяется около 30 %. Есть положительная динамика: если в 2022 году уровень полезного использования ЗШО составил 27 %, то по итогам 2023 года — уже 32 %. В Энергетической стратегии России до 2035 года установлен целевой показатель по увеличению доли утилизируемых ЗШО до 50 % к 2035 году. При этом ежегодный потенциал вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот составляет порядка 25 млн т — более 100 % годового объема образования в России. В развитых зарубежных странах уровень использования ЗШО достигает от 50 до 100 %.
Участники круглого стола считают важным создание спроса на продукцию переработки ЗШО. При этом нужно использовать отечественный опыт переработки и применения ЗШО, накопленный энергокомпаниями и предприятиями в Иркутской, Кемеровской области — Кузбассе, Новосибирской, Омской, Ростовской, Сахалинской, Томской областях и других регионах.
По итогам круглого стола Комитет по энергетике будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность установления:
- льготного заемного финансирования инвестиционно-строительных проектов, обеспечивающих утилизацию ЗШО в объеме вовлечения не менее определенного уровня;
- льготных условий кредитования, субсидирования, налогообложения для организаций энергетического сектора, осуществляющих техническое перевооружение производства, обеспечивающего утилизацию ЗШО в объеме вовлечения не менее определенного уровня;
- льготных условий кредитования, субсидирования, налогообложения для организаций строительного сектора, использующих в производстве на постоянной основе в объеме не менее определенного уровня золошлаковые материалы, полученные путем глубокой переработки ЗШО;
- субсидированных тарифов на перевозку ЗШО и золошлаковых материалов железнодорожным транспортом до производителей и потребителей строительных материалов.
В документ войдет рекомендация Министерству экономического развития РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать меры по экономическому стимулированию организаций, осуществляющих утилизацию ЗШО.
Министерству строительства РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рекомендовано подготовить предложения по актуализации норм проектирования и разработки проектной документации для строительства объектов различного
назначения в части включения обязательных разделов, отражающих приоритетное использование ЗШО.
Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии — продолжить работу по корректировке документов национальной системы стандартизации в целях расширения вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот.