Комитет по собственности, земельным и имущественным отношениям провел расширенное совещание с Центром развития перспективных технологий, в рамках которого участники обсудили перспективы развития государственной системы маркировки «Честный знак» как эффективной формы государственно-частного партнерства.
Председатель Комитета Сергей Гаврилов
Гаврилов
Сергей Анатольевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
отметил высокие темпы развития системы. «Накопленные данные о товарах за годы введения системы маркировки весьма полезны. Информация о производстве необходима потребителю, чтобы не ошибиться и не попасться на некачественный или контрафактный товар, а государству — для проведения анализа продаж [товаров] отечественного и импортного производства, стратегического планирования, стимулирования производства, контроля цен, снижения незаконного оборота, предотвращения дефицита. Бизнесу маркировка позволяет повышать эффективность своей работы и продажи», — заявил Сергей Гаврилов.
Система маркировки «Честный знак» внедряется в России с 2019 года для борьбы с нелегальной продукцией. Она охватывает 17 категорий товаров (молочная продукция, бутилированная вода, безалкогольные напитки, табак, пиво, икра, обувь, товары легкой промышленности, шубы, шины, духи, фотоаппараты, медицинские изделия, кресла-коляски, антисептики, БАДы и лекарства), которые формируют около 15 % несырьевого ВВП страны.
Сейчас в России проходят эксперименты по маркировке еще девяти групп товаров (например, растительных масел, кормов для животных, детских товаров, технических средств реабилитации и др.). Десятой группой станут учебники, эксперимент по маркировке которых начнется 1 апреля. Данные системы маркировки насчитывают почти 100 петабайт, в год обрабатывается более 1,5 млрд документов о товарах. Кроме того, российские технологии маркировки используются в четырех странах ЕАЭС и Узбекистане. Их суммарный охват — 220 млн потребителей.
«Наш Комитет поддерживает развитие системы маркировки в России и занимается проработкой законодательных мер, способствующих в том числе повышению эффективности этой работы. Например, мы уже уточнили особенности использования и хранения обезличенной информации в системе маркировки, закрепили в законе указания на возможность использования производителями и импортерами информации о товарах из системы исключительно в их собственных интересах. В этом году мы продолжим эту работу, потому что система постоянно развивается не только в части количества групп товаров, но и в части функционала», — добавил Сергей Гаврилов.
Расширять функционал системы маркировки планируется по ряду направлений. С апреля 2024 года кассы начнут автоматически блокировать продажи просроченной и нелегальной продукции. «Возможности системы все время расширяются. В прошлом году мы провели эксперимент по автоматическому запрету продажи просроченной и нелегальной продукции на кассах. Итогом стало сокращение продаж просрочки в стране в два раза. С этого года механизм поэтапно внедряется по всей стране для 12 групп товаров: старт — с табака и пива в кегах. Сейчас проводим эксперимент с Росаккредитацией: взаимодействие позволит автоматически проверять разрешительные документы на товары, а в случае их отзыва — останавливать оборот всей партии. Также в 2024 году планируем расширение интеграции «Меркурия» и «Честного знака»: при расхождениях данных о сырье и готовой продукции будем вводить блокировки», — рассказал заместитель Генерального директора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов.
В этом году ожидается старт прослеживаемости табачного сырья и учета остатков в магазинах дьюти-фри, поэкземлярная прослеживаемость пива, а также начало пяти новых экспериментов по маркировке, о которых ранее заявлял Минпромторг России. Речь о 10 типах медизделий (маски, шприцы, пробирки и др.), строительных материалах, отопительных приборах, кабельно-проводниковой продукции и пиротехнике.
За годы внедрения маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли снизилась на одну пятую, табака — на четверть, обуви — на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта уменьшилась в два раза. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не предоставляли отчетность в органы власти. Прямые и косвенные дополнительные налоговые поступления за годы реализации механизма маркировки составили 471 млрд рублей. У приложения системы маркировки «Честный знак» уже 18,5 млн пользователей, которые проверили более 180 млн товаров.