Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Его основные новеллы:
- наделение Правительства РФ полномочиями по установлению критериев надежности теплоснабжения;
- разработка и утверждение Минэнерго России новых правил обеспечения готовности к отопительному периоду и порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии;
- наделение Минэнерго России полномочием по утверждению схем ценовых зон теплоснабжения;
- обязательное включение в состав схемы теплоснабжения муниципального образования новых разделов — оценки надежности и предложений, предусматривающих ее усиление, и мероприятий по резервированию систем теплоснабжения в определенных схемой случаях;
- установление новых обязательных требований к готовности к отопительному периоду наряду с действующими.
Статс-секретарь, заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко обратила внимание депутатов на значимость усиления требования по наличию в муниципальных образованиях утвержденных и, самое главное, актуализированных в установленном порядке схем теплоснабжения. Минэнерго проанализировало данные по 7380 муниципальным образованиям, и лишь у 34 % из них такие схемы есть. Их отсутствие делает невозможным принятие оптимальных решений, в том числе инвестиционных, по повышению надежности теплоснабжения.
Предлагаемые законопроектом изменения не вносят кардинальных изменений в нормативные акты и не предполагают вложения дополнительных финансовых средств, что не повлияет на рост тарифов на тепловую энергию для конечного потребителя.
Также изменения задают приоритет формирования в рамках существующей необходимой валовой выручки теплоснабжающей и теплосетевой организаций инвестиционных мероприятий, направленных на нивелирование рисков возникновения аварийных ситуаций. Таким образом, первоочередными при формировании инвестиционных программ становятся мероприятия, направленные на усиление надежности, в том числе по резервированию систем теплоснабжения.
Как пояснил Павел Завальный Завальный
Павел Николаевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) , главное, что даст принятие данного закона, — системность подхода. В России сегодня порядка 18,4 тыс. муниципальных образований, 18 тыс. теплоснабжающих организаций, порядка 50 тыс. локальных систем теплоснабжения. На них с 2011 года фактически перенесена ответственность.
«Сегодня формально мероприятия по контролю над подготовкой муниципалитетов, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний к осенне-зимнему периоду существуют, но они носят разрозненный характер, нет ни единых требований, ни единого центра ответственности, ни четких мер наказания за невыполнение требований. В этой ситуации гарантировать системную надежность теплоснабжения практически невозможно. Законопроект даст единые конкретные критерии, по которым будут производиться проверки, конкретные инструменты привлечения к административной ответственности и прописанные в КоАП санкции», — отметил депутат.
По его словам, инициатива готовилась Минэнерго не в авральном порядке и не по мотивам аварий этой зимы, а планово и системно. «Думаю, подготовка к принятию закона потребует от нас и Министерства значительных усилий, в том числе при доработке документа. Но это позволит решить вопрос наведения порядка с ответственностью за готовность и неготовность к зиме системно, всерьез и надолго», — подчеркнул Председатель Комитета по энергетике.
Законопроект относится к документам совместного ведения, поэтому на этапе предварительного рассмотрения он будет разослан в субъекты Федерации и другие заинтересованные структуры для получения отзывов и замечаний. Уже в феврале в рамках подготовки к первому чтению Комитет по энергетике проведет круглый стол с приглашением представителей региональных властей.