Выступление Вячеслава Володина на закрытии осенней сессии 2023 года
«Уважаемые товарищи!
Мы завершаем работу в текущем году, можно подводить итоги.
Если говорить о законотворчестве, то наш итог — количество принятых законов. За 2023 год мы с вами приняли 694 закона. Эта цифра сама говорит за себя: показатель количественный большой, но самое главное — качественный показатель. И надо признать, что наши профильные комитеты стали работать лучше: качество законов не только выросло, самое главное, что в основе у нас с вами все больше лежит обратная связь с нашими избирателями.
Мы отталкиваемся от проблемы, и наши руководители комитетов, депутаты стали использовать свое право, данное Конституцией, обсуждать в начале заседания эти проблемы. А затем мы вместе с Правительством стали чувствовать свою ответственность и предлагать решения, настаивать на них, вести диалог. В итоге выходим на принятие законов. Таких примеров за этот уходящий год было очень много.
И то, что сегодня мы с вами обсуждаем, — вопросы цен (цены на горючее до этого обсуждали), сейчас цены на продовольствие, — это также говорит о другой, качественной работе парламента. Когда мы обсуждаем этот вопрос, мы не снимаем с себя ответственности, перекладывая на Правительство, министерства, а разделяем. Это также правильно, потому что в соответствии с новыми нормами Конституции Дума назначает министров, вице-премьеров и премьера. А это значит: мы вместе несем ответственность за ситуацию в стране.
Дума должна находиться в повестке развития страны, и в этой связи хочется высказать слова благодарности за то, что руководители комитетов, понимая такой подход, стали свою работу структурировать из этого принципа. Президент определил на 2023 год шесть ключевых задач. Соответственно, профильные комитеты начали отрабатывать вопросы законодательного обеспечения достижения этих целей, решения этих задач.
И, если не возражаете, правильно было бы нам подвести именно итоги этой работы, потому что они как ничто лучше и, наверное, более объективно скажут о том, как каждый комитет работал, как работала в целом Государственная Дума, потому что от нас это зависит. Если закон не принят, понятно, что задачу не решить и цели не достичь.
Поэтому первая задача, которая среди шести обозначена, — это укрепление технологического суверенитета и рост обрабатывающей промышленности. Десять лет наша страна находится в ситуации санкций, противодействия, торговых войн. Если посчитать на сегодняшний день, то количество санкций, объявленных в отношении нашего государства, беспрецедентно — 17 937 санкций. Еще в отношении какого‑либо другого государства, ни одной страны такое количество санкции не объявлялось. Поэтому мы с вами можем проанализировать, что сделано и какие результаты есть. Об этом вчера очень хорошо в ходе прямой линии Владимир Владимирович Путин сказал, что мы должны делать свою работу и за нее должны отвечать.
Понятно, что Вашингтон и Брюссель хотели добиться краха нашей экономики: как они говорили, разорвут ее в клочья. А на самом деле добились того, что это бумерангом ударило по ним. Экономика США просела, Германии, Франции, Британии. Российская экономика стала номер один в Европе. Мы входим в пятерку крупнейших экономик мира. Это итог работы в том числе депутатского корпуса.
И, коллеги, мы с вами обсуждали Конституцию. Конечно, надо анализировать, конечно, надо рассматривать все ее нормы с точки зрения эффективности. И здесь роль особенно оппозиционных фракций несомненна, потому что, когда есть конкуренция, когда есть критика здоровая, анализ объективный, мы имеем возможность взять с вами и что‑то изменить, доработать, но, несомненно, коллеги, одно: на протяжении последнего времени принятые решения позволили Президенту создать политическую систему, которая оказалась очень эффективной. И в ситуации вызовов она нашу страну сбалансировала и удержала, защитила от разных катаклизмов, потому что сложно себе даже представить, если бы мы находились при таких вызовах в 90-е годы либо даже в 80-е. Потому что вызовы тех лет, даже меньшие, привели к распаду Советского Союза и к огромным проблемам наших граждан, которые они терпели в 90-е годы. Сегодняшняя политическая система выстояла, она обеспечила защиту людей, но и мы с вами видим, какие результаты у нашей страны. Поэтому, когда мы говорим с вами о результатах, они уже ощутимы: закончим с ростом экономики 3,5 %. Это очень хороший показатель при тех вызовах и противодействии, которые есть. Ну и, коллеги, правильно было бы, когда мы говорим о технологическом нашем развитии, подчеркнуть, что этот рост обеспечен такими отраслями, как транспорт, строительство, сферы ЖКХ, услуг, промышленное производство, о котором сказал вчера Владимир Владимирович Путин. Обрабатывающая промышленность демонстрирует рост 7,5 %. Это очень серьезный показатель и, опять‑таки, результаты работы Правительства, Государственной Думы под руководством Президента. Хочется подчеркнуть, что мы работали как одна слаженная команда, добиваясь поставленных целей и достигая вот эти результаты. Можно было бы взять перечислить законы, которые мы принимали, — их много. Если брать именно законы в этой части, было принято их в количестве 21, поэтому все это позволило сформировать законодательное пространство. И наши отрасли показали свою эффективность.
Второй приоритет, обозначенный Президентом, — обеспечение финансового суверенитета. Мы говорили, коллеги, о работе наших профильных комитетов, но правильно было бы вообще поблагодарить всех, кто эффективно работал в этом направлении, в рамках которого принято 33 законопроекта. Большой труд, очень ответственный! Отдельно отмечу закон о цифровом рубле.
Также очень важно, что нам с вами удалось сформировать механизм гарантий долгосрочных сбережений наших граждан. Такие сбережения включены в систему гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов и застрахованы на сумму 2,8 млн рублей. Мы к этому долго шли, но решения, вы видите, приняты в этом году, и они будут хорошей основой для того, чтобы сбережения граждан были независимо ни от чего сохранены. Государство на себя эти обязанности взяло.
Важно, что наша страна переходит на расчеты в национальных валютах. Об этом также вчера говорил наш Президент. И если сравнивать то, что было в 22-м и на сентябрь 2023 года, несомненно, прогресс есть. В 2022 году у нас валюта из недружественных государств составляла порядка 96 % во взаиморасчетах, а уже в сентябре текущего года — 24 %. Нам необходимо эту работу продолжать. Это вклад и в защиту нашего суверенитета, и в финансовую самостоятельность. Одним словом, можем оценивать «было–стало», и это также работа законодателей, потому что базируется на правовом поле вся эта деятельность.
Третья задача — опережающее развитие инфраструктуры. Вообще, коллеги, это то направление, которое за последнее время показывает очень хорошие результаты. Здесь надо отметить работу наших товарищей в Правительстве Российской Федерации, работу наших профильных комитетов. Если в прошлом году было сдано 102,7 млн квадратных метров жилья, то в этом году мы выходим на результат 104 млн. Это, знаете, касается не только статистических отчетных данных, но когда мы говорим о квадратных метрах — это квартиры для наших граждан, которые получили новое жилье. И надо сказать спасибо Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства, вице-премьеру Хуснуллину, который отвечает за это направление, но и, конечно, нашим коллегам — Сергею Александровичу Пахомову, он здесь присутствует. Потому что всего, если говорить о количестве законов, принятых в этой сфере для того, чтобы достичь эти результаты, было принято 40 законопроектов. Это серьезный труд как профильного, так и комитетов-соисполнителей. Поэтому результат ощутим.
Четвертый приоритет — рост реальных зарплат и увеличение минимального размера оплаты труда. По решению Президента с января 2024 года МРОТ будет повышен на 18,5 %. Повышение оплаты труда коснется более 5 млн человек. Мы с вами знаем, что это в первую очередь те, у кого невысокие заработные платы, кто работает на «минималке» в школах, больницах, в других бюджетных учреждениях. Ну и конечно, в экономике также решения состоятся в сторону повышения оплаты труда для тех, кто работает на «минималке». Нам есть к чему стремиться, но это серьезное решение, которое повысит однозначно хотя бы немного, но доходы тех, у кого они меньше и кто нуждается в такой помощи.
Поэтому, коллеги, когда мы говорим вообще о социальной сфере, надо еще раз подчеркнуть, что у нас в рамках бюджета принятого непростое время, время вызовов. Каждый третий рубль направлен на социальную сферу. Это наш приоритет. И несмотря на проблемы, вызовы все социальные гарантии не только выполняются, но они существенно расширены. И, коллеги, это заслуга депутатского корпуса, это работа наша с Правительством, с регионами. Но и, конечно, поддержка Президента, потому что мы иногда обсуждаем вопросы с Правительством, но не видим понимания или не видим поддержки — обращаемся к Президенту.
И в этом плане нам повезло, что есть постоянный диалог у Государственной Думы с Президентом. Каждая политическая фракция его ведет, каждый руководитель фракции может обсудить в рабочем порядке, оперативно вопрос с Президентом. Тяжелее иногда дозвониться до министра или губернатора, чем до Президента. И вот решение, принятое буквально недавно, когда мы наконец‑то вышли на итог, освободив от комиссии банковской при уплате за коммуналку наших граждан: вчера Президент подчеркнул, что однозначно освобождены от этой комиссии будут пенсионеры. А мы как раз с вами в законе определили, что помощь должна идти малообеспеченным слоям населения, но список формирует Правительство.
Решение Президента по этому вопросу уже закладывает хороший фундамент, потому что все пенсионеры будут в числе категорий, которых коснется эта льгота. И без Президента мы вряд ли бы вышли на эти решения, но еще раз хочу сказать, что работает действенный механизм в рамках той политической системы, которая у нас уже состоялась.
И хочется сказать, что в рамках нашей работы мы приняли за прошедший год 172 закона социально значимых. Это 25 % из всего количества законов. Это говорит и о нашем приоритете. Вот мы говорили, что каждый третий рубль в бюджете — это «социалка»: помощь людям, решение социальных вопросов. Но каждый четвертый закон, принятый в Государственной Думе, — это социально ориентированный закон.
В общем‑то вот она — наша с вами идеология. Результаты сами говорят за себя. И конечно, когда об этом речь идет, мы с вами опираемся на мнение людей, на обращения граждан, будь это защита наших детей от вейпов, от мобильных телефонов, возвращение уроков труда в школы — все это запросы граждан. И когда мы говорим о проблемах, беспокоящих людей, мы с вами приняли законопроект, который предоставляет право регионам регулировать деятельность «наливаек», которые людей волнуют, учитывая, что все это в жилых домах, в жилых кварталах и где‑то шум, где‑то драки из‑за этого. Ну и, конечно, само нахождение таких заведений в жилом доме ничего хорошего не несет.
Вот у нас Александр Евсеевич Хинштейн в свое время выступил инициатором принятия этого закона, мы с вами полномочия передали регионам, но сейчас видим: этих полномочий явно недостаточно. Исходя из обратной связи, подготовили поправки. Да, идет длительный процесс согласования этих норм, поправок с Правительством. Но в итоге вышли на понимание: законопроект в первом чтении принят, на следующий год он у нас входит в приоритетную повестку. Обязательно к нему вернемся в начале своей работы, выйдем на принятие и передачу полномочий всех необходимых регионам, с тем чтобы можно было спросить. И наши коллеги в региональных законодательных собраниях должны навести порядок в этой сфере, с тем чтобы наши граждане спокойно могли отдыхать дома, а дети — спокойно гулять и играть во дворе на детских площадках, не сталкиваясь с теми, кто выходит из этих «наливаек» в нетрезвом состоянии.
Это еще раз говорит о том, что мы правильно выбрали стратегию работы. Законодательная инициатива, ставшая законом, дальше не остается без внимания, а мы ее сопровождаем и с вами исходим из того, что должен быть результат, мы его оцениваем. Сам закон принимается — да, это важно, но все‑таки более важно, чтобы решались проблемы через принятие этого закона. И так мы должны оценивать свою работу, эффективность этой работы.
Коллеги, это, если хотите, новый этап в том числе и нашей деятельности. И правильно было бы, чтобы именно вот эти подходы мы с вами все больше и больше делали неотъемлемой частью нашей с вами деятельности.
Пятая задача, на которой мы сосредоточились, — поддержка материнства и семей с детьми. Надо отдать должное нашему профильному комитету, Нине Александровне Останиной, надо отметить работу Анны Юрьевны Кузнецовой, которая ведет ее как курирующий заместитель. Нам повезло, что такие наши коллеги, женщины-руководители, отвечают за это направление. Они буквально в круглосуточном режиме рассматривают проблемы, мониторят активно эти темы, продвигают, и если есть проблемы, надо сказать, что ну вряд ли еще кто‑то может эффективнее, чем они, решать, потому что они живут этим.
Много уже за это время удалось сделать, с тем чтобы вопросы существующие были решены. Взять ту же инициативу, которая также нашла поддержку у Президента, и мы эту законодательную инициативу с вами реализовали. Речь идет о поддержке наших мам молодых, которые думают о том, как остаться в профессии, выходят на работу раньше. Вы знаете, что в этом случае, если говорить о прежнем законодательстве, они теряли положенные им выплаты. Принятый закон решил эту проблему, и если даже до полутора лет мама выходит на работу, то пособие сохраняется. Это очень серьезное достижение в том числе в вопросах социального обеспечения, социальной защиты наших молодых мам. Вот таких вопросов у нас на самом деле много. Это и вопрос материнского капитала.
Если посмотреть в цифрах, вдумайтесь: у нас на сегодняшний день в федеральном бюджете предусмотрено на выплату единого социального пособия 10 млн граждан нашей страны более 4,4 трлн рублей. Еще 1,6 трлн — на предоставление материнского капитала, более 482 млрд рублей —на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми, на бесплатное горячее питание детей начальной школы — по 73 млрд рублей ежегодно.
Вот иногда говорят об опыте Китая. Мы с нашими коллегами, будучи в Китае, поехали в школу и посмотрели, как работает школа. Начальная школа — вот мы были конкретно, — но, коллеги, питание платное у детей. А у нас бесплатное питание для начальной школы. Это при том, что сегодня Китай — первая экономика в мире. Потом, если брать образование, старшая школа платная — у нас образование бесплатное. Если говорить о высшей школе — у нас образование бесплатное, есть платное, а там образование платное.
Поэтому, когда обсуждаем какие‑то новации или хотим последовать чьему‑то примеру, надо исходить из того, что у нас своя история, у нас есть свои традиции, у нас своя культура, у нас свои ценности, у нас своя вера. И надо на этой базе брать и строить свой путь развития, заимствуя все лучшее, но при этом сохраняя свою основу и отвергая все худшее. А когда мы начинаем то пример брать с одних, а потом не получается — кивать на других, это не самая хорошая [идея]. У нас есть свой путь, своя страна, и надо нам бережно относиться к ней. Коллеги, в части реализации этого приоритета принято 29 законов. Вот конкретный вклад в реализацию этого направления.
Шестой пункт среди обозначенных задач — вывод взаимодействия с ключевыми партнерами на новый уровень. Здесь нам можно многое говорить, потому что действительно за прошедший год мы с вами практически постарались сделать то, что до этого у нас не получалось. Посмотрите: встретились со всеми нашими латиноамериканскими коллегами, провели конференцию. И огромное количество участников приехало, и мы заключили соглашения и с ПАРЛАСЕН, и с другими национальными парламентами.
Одним словом, приросли друзьями и в рамках межпарламентских коммуникаций постараемся сделать все для того, чтобы развивались отношения. И мы вносили свой вклад в это с Африканским континентом. С нашими коллегами из парламентов стран Африки удалось установить прямые контакты, заключить соглашения, и сегодня по этим направлениям очень эффективно работают наши заместители: Иван Иванович Мельников, Бабаков Александр Михайлович, заместитель Председателя Государственной Думы, — сегодня находится, кстати, в Китае. И правильно будет сказать слова благодарности Леониду Эдуардовичу Слуцкому, Председателю Комитета по международным делам. Он себя просто не жалеет, когда выстраивает эти коммуникации, ведя диалог в круглосуточном режиме, с тем чтобы нас лучше понимали, с тем чтобы задействована была коммуникация в рамках парламентского измерения.
Это тоже очень важно. Как жизнь показала, несмотря на попытку создать изоляцию вокруг страны, а друзей‑то у нас больше, а коммуникации все новые и новые мы отрабатываем, и те же поездки, которые у нас состоялись, и в Китай, и в Эмираты, и в Иран, и другие страны можно назвать: и Вьетнам, и Монголия. Это все страны, где мы побывали. Ну и, конечно, к нашим друзьям в рамках СНГ и в Турцию выезжали. Да вот мы вроде сегодня заканчиваем работу в рамках пленарного заседания, а со следующей недели будем работать, как раз выстраивая отношения и принимая решения с нашими коллегами по Организации договора коллективной безопасности: пройдет Парламентская Ассамблея на следующей неделе, состоится у нас заседание Парламента Беларуси и России в рамках Союзного государства, ну и будем работать на следующей неделе с вами в рамках Совета законодателей, потому что нам диалог внутри страны крайне важен.
Поэтому, коллеги, когда говорят о политике, когда говорят о каникулах иногда — ну вообще термин «каникулы» ушел. У нас с вами и отпуска‑то стали иными, потому что об отпусках думает тот, кто не собирается избираться в следующий раз. У политиков отпусков не бывает. Поэтому, подводя итоги года, нужно еще раз сказать, что у нас с вами главная обязанность — это работа в своих избирательных округах. Да, важна работа в комитетах, важна работа на пленарных заседаниях. Депутат — законодатель, но главная работа — в избирательных округах: слышать людей, работать, решать проблемы.
У нас до конца года с вами несколько недель региональных. Кто‑то выедет буквально сегодня в регионы, кто‑то после мероприятий, которые состоятся на следующей неделе в рамках Парламентской Ассамблеи ОДКБ, и после проведения заседания Парламента Беларусь — Россия в рамках Союзного государства, Совета законодателей. Но несомненно одно: наша опора — это наши граждане, наши избиратели. Мы ответственны перед ними, и они оценивают наш труд.
Желаю в новом году счастья, здоровья, успехов, удачи, но и, коллеги, еще раз хочу подчеркнуть, что праздники не для депутатов. Это все больше становится нормой жизни — видим по количеству выезжающих и видим по тому, как идет работа. Ее должно быть больше. А мы должны быть более эффективными. Спасибо».