Федеральный бюджет 2024–2026: основные цифры

Государственная Дума приняла в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов. «В бюджете предусмотрены необходимые средства для выполнения социальных обязательств государства: увеличения пенсий, зарплат, детских пособий — и одновременно создаются условия для развития страны», — подчеркивал Вячеслав Володин
Документы бюджет-2024

Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании приняли в третьем, окончательном чтении проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов. 

При формировании бюджета учтена необходимость исполнения социальных обязательств перед гражданами и решения задач, обозначенных Президентом. Преодоление вызовов, развитие страны и обеспечение социальных обязательств — это цели и задачи проекта бюджета на 2024–2026 годы, говорил ранее Председатель ГД Вячеслав Володин.

В ходе обсуждения на пленарном заседании Вячеслав Володин напомнил, что сегодня бюджет принимается в очень непростых условиях: «17 500 санкций объявлено нашей стране, идет СВО. Но если сравнить бюджет 2024 года и, допустим, бюджет, который принимала Государственная Дума в 2000 году, в последующие годы в ситуации финансового кризиса, то бюджет, который мы принимаем сегодня, однозначно отличается в лучшую сторону». 

«Несмотря на вызовы, мы принимаем бюджет развития, бюджет противодействия санкциям», — подчеркнул Председатель ГД.

Рост МРОТ и пособий

МРОТ в 2024 году проиндексируют на 18,5 %. Он составит 19 242 рубля. Это обеспечит рост зарплат почти 5 млн человек и в целом зарплат в бюджетной сфере. Также на уровень инфляции будут проиндексированы пособия и пенсии. Кроме того, впервые ежегодно будет индексироваться пособие по безработице.

Социальная сфера

Приоритетной для государства остается социальная политика. Расходы на нее были увеличены во втором чтении законопроекта на 2 трлн рублей, то есть еще на 11 %.

Дополнительные средства заложены на развитие сферы здравоохранения. Всего на три года расходы на эту цель составят 7,23 трлн рублей. Шесть миллиардов рублей будут направлены на закупку лекарств для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. До 200 млрд рублей вырастет финансирование лечения детей с тяжелыми хроническими (орфанными) заболеваниями.

Более чем на 3 млрд рублей увеличили расходы на детский отдых и оздоровление. Маткапитал в следующем году получат 1,3 млн семей, горячее питание — 7 млн школьников. 

Доплаты за классное руководство предусматриваются для 900 тыс. школьных учителей и 100 тыс. педагогов колледжей. 

Получить помощь в рамках соцконтракта смогут около 1 млн человек. 

Поддержка военных

С 1 октября 2024 года денежное довольствие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов будет проиндексировано на 4,5 %. 

Кроме того, с 1 октября будет проведена индексация пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы. Эта мера коснется более 2,7 млн человек.

Образование и переобучение

Увеличится финансирование программ профессионального обучения участников СВО и членов их семей, женщин в декрете или с детьми до семи лет, пенсионеров и молодых специалистов. Общая сумма на три года — 18,6 млрд рублей. 

На развитие техникумов, колледжей и расширение программы «Профессионалитет» направят 9 млрд рублей. Кроме того, 3 млрд выделят на обучение школьников 8–10-х классов программированию — в следующем году обучат еще 140 тыс. детей.

«Для стабильного и долгосрочного развития страны в 2024 году будет увеличено финансирование по восьми госпрограммам, направленным на развитие науки, промышленности и технологий», — говорил Вячеслав Володин.

Развитие сельских территорий 

На обеспечение сел коммуникациями, газом, дорогами, фельдшерско-акушерскими пунктами, домами культуры и спортивными объектами пойдут 88,6 млрд рублей. Плюс 11,5 млрд выделят на возвращение в оборот сельхозземель и около 3 млрд — на развитие экспорта сельхозпродукции.

Поддержка регионов

На развитие Калининградской области предусмотрено финансирование на три ближайших года в объеме 72,9 млрд рублей. Ранее соответствующее поручение дал Президент РФ Владимир Путин. Это, по словам Председателя ГД, важно, учитывая особое положение региона, наиболее сильно испытавшего на себе давление западных санкций.

«Ко второму чтению бюджета распределено 264 из 274 трансфертов регионам (96 %) в сумме 3,2 трлн рублей (97 % суммы). Это в том числе почти 9 млрд рублей ежегодно на дотации 38 военным городкам, — сообщил Вячеслав Володин. — Продолжится дополнительное финансирование наименее бюджетообеспеченных регионов — на эти цели предусмотрено 10 млрд рублей ежегодно». 

Развитие речного пассажирского транспорта

Еще один приоритет, по словам Председателя ГД, — развитие внутреннего пассажирского речного транспорта: 16 регионов нашей страны расположены на Волге. Наряду с продлением льгот для судостроителей и введением преференций по НДС на речные перевозки пассажиров обеспечено направление не менее 1 млрд рублей ежегодно на льготный лизинг малых речных судов для внутрирегиональных пассажирских перевозок. «В результате диалога с Правительством РФ необходимые средства будут выделены. Их ждут жители Нижегородской, Самарской, Саратовской, Волгоградской областей и других регионов Поволжья, особенно в малых городах», — говорил он.

Развитие космоса

Пять миллиардов рублей будут направлены на поддержку Центра подготовки космонавтов. Эту поправку депутаты подготовили по инициативе Валентины Терешковой.

Основные цифры

Доходы в 2024 году составят 35 трлн рублей, в 2025 году — 33,5 трлн рублей, в 2026-м — 34,1 трлн рублей. Для сбалансированности федерального бюджета в 2024 году будут использованы средства ФНБ в размере 1,3 трлн рублей. Помимо ФНБ основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2024–2026 годах будут государственные заимствования РФ.

По словам Вячеслава Володина, в 2024 году доходы бюджета вырастут почти на 29 %. При этом более 2/3 доходов (67,2 %) не зависят от нефти и газа. 

Резервный фонд Правительства РФ в 2024 году планируется в объеме 100 млрд рублей, в 2025 и 2026 годах — по 80 млрд рублей. Также предусматривается возможность его увеличения за счет поступления отдельных ненефтегазовых доходов.