Сергей Кабышев: создаем основу суверенной системы образования

Государственной Думой принят в первом чтении законопроект федерального закона, направленный на переосмысление российской системы образования с позиций безусловного уважения культурного, научного достояния и приоритетов национальных интересов
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев
Председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев

Указанный проект Федерального закона вносит изменения в статью 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и наполняет новым смыслом ряд принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Во‑первых, уточняется принцип гуманистического характера образования. Очевидно, что в качестве элемента основ государственной политики и правового регулирования в сфере образования гуманизм не может приобретать космополитические трактовки, а должен раскрываться и иметь руководящее значение на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями.

«Не секрет, что в современной западной культуре великая гуманистическая идея приобретает, по сути, деструктивное, антисоциальное звучание, используется для оправдания бездушной толерантности, пропаганды свободы гендерного и сексуального самоопределения. Под прикрытием гуманизма продвигаются идеи отсутствия авторитетов, низвергается ценность научного знания, проповедуется равноценность любых субъективных суждений. Преобладает педагогическая модель, когда отношения ученика и учителя, преподавателя и студента рассматриваются с точки зрения обслуживания. Естественно, что мы должны исключить спекуляции на тему гуманизма, использование этой идеи в целях размывания и дискредитации наших традиционных духовно-нравственных идеалов и ценностей», — заявил Сергей Кабышев Кабышев Сергей Владимирович Кабышев
Сергей Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
.

Во‑вторых, предлагается предусмотреть принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации. Это позволит создать легальную основу для того, чтобы при внесении любой законопроектной инициативы в этой сфере ставить вопрос о ее научной состоятельности, о представлении авторами необходимых научно-экспертных материалов, заключений, в которых бы содержалась оценка прогнозируемых правовых и общественных последствий предлагаемых решений, возможные риски, способы противодействия им. Необходимо сформировать единую и последовательную практику, при которой все законодательные решения, касающиеся существа образовательной деятельности, т. е. прежде всего образовательных программ, организации обучения и воспитания, должны проходить предварительную научную экспертизу в РАН и РАО.

В‑третьих, из состава принципов в сфере образования изымается упоминание об интеграции отечественной образовательной системы с зарубежными системами образования. Интеграция представляет собой объединение частей в единое целое, и в этом смысле она никак не может быть целью. Депутат подчеркнул: «Мы открыты миру, готовы к конструктивному диалогу, сотрудничеству, к равноправному взаимодействию, но не готовы поступаться своими идеалами, ценностями и принципами. Поэтому интеграция заменяется на международное взаимодействие на равноправной взаимовыгодной основе, т. е. исходя из приоритета наших национальных интересов».