Комитет по энергетике провел расширенное заседание

Задачей заседания было обсуждение путей реализации государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в период до 2035 года и достижения поставленных в ней целей
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный

Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему «О Постановлении Правительства РФ от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Мероприятие прошло 21 сентября 2023 года. Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
отметил, что на данный момент ситуацию с энергосбережением в стране сложно назвать благополучной. Цели по снижению энергоемкости ВВП на 40 %, поставленные существующей энергостратегией, не достигнуты. Энергоемкость российского ВВП за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9 %, а последние четыре года не снижается, общее снижение — не более 12%. В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ, транспорт, добывающие отрасли.

Основные причины высокой энергоемкости российской экономики: 

  • недостаточная эффективность ее структуры и преобладание отраслей с производством продукции первого передела; 
  • значительный физический износ оборудования; 
  • высокие показатели удельных расходов топлива и потерь в сетях; 
  • низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов; 
  • отсутствие у субъектов экономики соответствующей мотивации.

Соответственно, одной из основ снижения энергоемкости ВВП должна быть структурная перестройка экономики. Также необходимы повышение эффективности производства и потребления энергетических ресурсов, обновление основных фондов во всех отраслях и стимулирование к повышению энергетической эффективности и энергосбережению, причем не только через механизмы налогового и неналогового стимулирования, но и через систему штрафных санкций за производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов по аналогии со штрафами за нерациональное использование попутного газа. 

Не менее важно разработать методику комплексной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учетом взаимного влияния различных секторов экономики и регионов, технологий производства энергии. Эта тема неразрывно связана с разработкой топливно-энергетических балансов регионов, отраслей и страны в целом.

В транспортной сфере необходимо сосредоточиться на расширении применения КПГ и СПГ, что также будет способствовать снижению затрат государства и стабилизации цены на моторное топливо. В сфере ЖКХ необходимо внедрение интеллектуальных систем учета всех видов потребляемых ресурсов с дистанционной передачей данных.

В рамках парламентского контроля Комитет по энергетике рассматривал проект Постановления Правительства РФ по утверждению госпрограммы и направил свои предложения по его доработке в адрес Минэкономразвития России. 

Комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» была утверждена Постановлением Правительства РФ 9 сентября 2023 года. Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Ирина Петрунина рассказала о сути программы и алгоритме работы с ней и ее реализации. Так, работа над комплексной программой предусматривает утверждение ее стратегических приоритетов в качестве первого этапа, и на данный момент именно этот этап пройден. Сейчас они «расшиваются» конкретизацией показателей, необходимых проектов на федеральном и региональном уровнях, подходами к финансированию и их объемами. Стратегические приоритеты госпрограммы сформированы с учетом основополагающих документов — Энергетической стратегии и Стратегии низкоуглеродного развития экономики РФ. Госпрограммой установлена цель — снижение энергоемкости ВВП на 35 % в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для ее достижения предполагается разработка комплексной системы мер и федеральных проектов по ключевым отраслям — ТЭК, строительству и ЖКХ, промышленности и транспорту. 

Такая работа идет, лучше всего она продвигается по линии Минстроя. Подготовлены мероприятия федерального проекта «Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» и в сфере ЖКХ, направленные на повышение эффективности генерации тепловой энергии в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир за счет перевода с печного отопления домов на твердотопливные котлы с автоматической подачей топлива. С другими профильными министерствами — Минэнерго, Минпромторгом, Минтрансом — пока не достигнут консенсус по вопросу необходимости разработки отдельных федеральных проектов и их наполнению. По линии самого Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию государственного управления энергосбережением, выработке подходов к формированию региональных программ энергосбережения, критериям отбора мероприятий, подходов к их финансированию и софинансированию бюджетами различного уровня.

Дальнейшая работа на комплексной программой будет идти непосредственно на площадке Правительства РФ. Разработчики открыты предложениям.

Заместитель директора Департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты РФ Михаил Румянцев отметил, что, поскольку заявленный в госпрограмме целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 35 % к 2035 году не сопровождается методикой его расчета, оценить его обоснованность и достижимость достаточно сложно. В связи с этим Счетная палата РФ запросила Минэкономразвития о предоставлении необходимой уточняющей информации. В целом Михаил Румянцев поддержал предложения, заложенные в проект решения Комитета Государственной Думы по энергетике, озвученные Павлом Завальным.

Комитет по энергетике традиционно готов рассмотреть предложения участвовавших в обсуждении экспертов и дополнить проект решения. Председатель Комитета просил направить их в оперативном порядке.