Комитет Государственной Думы по энергетике провел расширенное заседание на тему «О Постановлении Правительства РФ от 9 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».
Мероприятие прошло 21 сентября 2023 года. Открывая дискуссию, Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
отметил, что на данный момент ситуацию с энергосбережением в стране сложно назвать благополучной. Цели по снижению энергоемкости ВВП на 40 %, поставленные существующей энергостратегией, не достигнуты. Энергоемкость российского ВВП за прошедшие 10 лет снизилась всего на 9 %, а последние четыре года не снижается, общее снижение — не более 12%. В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются электро- и теплоэнергетика, обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ, транспорт, добывающие отрасли.
Основные причины высокой энергоемкости российской экономики:
- недостаточная эффективность ее структуры и преобладание отраслей с производством продукции первого передела;
- значительный физический износ оборудования;
- высокие показатели удельных расходов топлива и потерь в сетях;
- низкий уровень оснащенности многоквартирных домов системами учета потребления энергетических ресурсов;
- отсутствие у субъектов экономики соответствующей мотивации.
Соответственно, одной из основ снижения энергоемкости ВВП должна быть структурная перестройка экономики. Также необходимы повышение эффективности производства и потребления энергетических ресурсов, обновление основных фондов во всех отраслях и стимулирование к повышению энергетической эффективности и энергосбережению, причем не только через механизмы налогового и неналогового стимулирования, но и через систему штрафных санкций за производство и использование энергетически неэффективной техники, оборудования, зданий, технологических процессов по аналогии со штрафами за нерациональное использование попутного газа.
Не менее важно разработать методику комплексной оценки эффективности энергосберегающих мероприятий с учетом взаимного влияния различных секторов экономики и регионов, технологий производства энергии. Эта тема неразрывно связана с разработкой топливно-энергетических балансов регионов, отраслей и страны в целом.
В транспортной сфере необходимо сосредоточиться на расширении применения КПГ и СПГ, что также будет способствовать снижению затрат государства и стабилизации цены на моторное топливо. В сфере ЖКХ необходимо внедрение интеллектуальных систем учета всех видов потребляемых ресурсов с дистанционной передачей данных.
В рамках парламентского контроля Комитет по энергетике рассматривал проект Постановления Правительства РФ по утверждению госпрограммы и направил свои предложения по его доработке в адрес Минэкономразвития России.
Комплексная государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» была утверждена Постановлением Правительства РФ 9 сентября 2023 года. Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Ирина Петрунина рассказала о сути программы и алгоритме работы с ней и ее реализации. Так, работа над комплексной программой предусматривает утверждение ее стратегических приоритетов в качестве первого этапа, и на данный момент именно этот этап пройден. Сейчас они «расшиваются» конкретизацией показателей, необходимых проектов на федеральном и региональном уровнях, подходами к финансированию и их объемами. Стратегические приоритеты госпрограммы сформированы с учетом основополагающих документов — Энергетической стратегии и Стратегии низкоуглеродного развития экономики РФ. Госпрограммой установлена цель — снижение энергоемкости ВВП на 35 % в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для ее достижения предполагается разработка комплексной системы мер и федеральных проектов по ключевым отраслям — ТЭК, строительству и ЖКХ, промышленности и транспорту.
Такая работа идет, лучше всего она продвигается по линии Минстроя. Подготовлены мероприятия федерального проекта «Повышение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» и в сфере ЖКХ, направленные на повышение эффективности генерации тепловой энергии в домах индивидуальной жилой застройки и многоквартирных домах с небольшим количеством квартир за счет перевода с печного отопления домов на твердотопливные котлы с автоматической подачей топлива. С другими профильными министерствами — Минэнерго, Минпромторгом, Минтрансом — пока не достигнут консенсус по вопросу необходимости разработки отдельных федеральных проектов и их наполнению. По линии самого Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию государственного управления энергосбережением, выработке подходов к формированию региональных программ энергосбережения, критериям отбора мероприятий, подходов к их финансированию и софинансированию бюджетами различного уровня.
Дальнейшая работа на комплексной программой будет идти непосредственно на площадке Правительства РФ. Разработчики открыты предложениям.
Заместитель директора Департамента аудита в сфере закупок и энергетического комплекса Счетной палаты РФ Михаил Румянцев отметил, что, поскольку заявленный в госпрограмме целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 35 % к 2035 году не сопровождается методикой его расчета, оценить его обоснованность и достижимость достаточно сложно. В связи с этим Счетная палата РФ запросила Минэкономразвития о предоставлении необходимой уточняющей информации. В целом Михаил Румянцев поддержал предложения, заложенные в проект решения Комитета Государственной Думы по энергетике, озвученные Павлом Завальным.
Комитет по энергетике традиционно готов рассмотреть предложения участвовавших в обсуждении экспертов и дополнить проект решения. Председатель Комитета просил направить их в оперативном порядке.