В Государственной Думе обсудили вопросы разработки и внедрения новых технологий в КРТ

На состоявшемся заседании экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете по строительству и ЖКХ, который возглавляет депутат Владимир Ресин, приглашенные представители власти и эксперты обсудили механизм комплексного развития территорий и возможные оперативные меры по его совершенствованию, чтобы сделать государственные и частные инвестиции, а также участие граждан в долевом строительстве эффективными
Ресин

Участники заседания рассмотрели вопросы, связанные с разработкой и внедрением новых инструментов и технологий для территориального развития. В обсуждении выделили три главных направления: единые правила формирования и ведения цифровой модели объектов капитального строительства, комплексный подход при развитии исторических центров городов, планирование и реализация проектов жилищного строительства — и все в рамках внедрения механизма КРТ в регионах.

В работе экспертного совета приняли участие Александр Якубовский Якубовский Александр Владимирович Якубовский
Александр Владимирович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 96 (Братский – Иркутская область)
, заместитель Министра строительства и ЖКХ Константин Михайлик, директор Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Дмитрий Дегтярев, директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя Мария Синичич и другие представители отрасли.

В своем выступлении Владимир Ресин Ресин Владимир Иосифович Ресин
Владимир Иосифович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
 отметил, что для решения главной задачи строителей — строить быстро и качественно — требуется создание соответствующих условий и два прошедших года с момента принятия закона о КРТ позволяют сделать выводы и понять, куда двигаться дальше.

«Надо выработать системный подход: возможно, вернуться к государственному планированию, — считает Владимир Ресин. — К примеру, результаты использования советской системы планирования Китаем на протяжении многих десятилетий доказали ее эффективность, и мы также должны в новой цифровой парадигме возродить наш отечественный Госплан, обеспечивая все преимущества рыночной экономики». 

Лидирующее место по количеству заключенных договоров КРТ занимает Московская область, за ней идут Челябинская, Тюменская и Белгородская. В рамках проектов появятся 14,5 млн кв. м комфортного жилья, 14,5 млн кв. м общественно-деловых объектов, в том числе 85 школ и детских садов, 48 объектов спорта, 19 медучреждений, 6 млн кв. м современных производств. В редевелопмент вложат 8 трлн рублей, а ежегодный доход для города превысит 1 трлн рублей.

К примеру, в Башкортостане под проекты КРТ отобраны девять площадок площадью более 244 га (Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Белорецкий, Туймазинский, Уфимский, Хайбуллинский и Чишминский районы). Планируется построить и реконструировать инженерные сети и коммуникации. Здесь будет построено еще 1,5 млн кв. м жилья. Эксперты отрасли отмечают, что, понимая этот тренд, застройщики все активнее начинают заходить в проекты КРТ, и считают, что нужно их поддержать, учитывая объем обязательств, который ложится на их плечи.

Тема КРТ намного шире вопросов строительства, ведь механизм должен обеспечивать баланс в развитии социально-бытовой, инженерной, транспортной, культурной инфраструктур. Инструмент КРТ позволяет равномерно развивать не только крупные агломерации, но и небольшие города и поселки. КРТ может качественно изменить городскую среду, сделав ее более удобной для жизни, работы и отдыха.

В рамках заседания Константин Михайлик рассказал о новой редакции Постановления Правительства РФ № 1431, которое ранее было вынесено на общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В частности, документ уточняет категории и набор требований к информационной модели, а также ответственность за ведение этой модели на протяжении всего жизненного цикла зданий. 

«Работа над документом велась совместно с профессиональным и отраслевым сообществом, в том числе с застройщиками. Здесь важна слаженная работа. Именно поэтому мы столь большое внимание уделили правилам формирования и ведения информационной модели и обеспечили беспрецедентно широкое обсуждение», — подчеркнул Константин Михайлик.

Фонд развития территорий является оператором сразу нескольких инструментов, которые в том числе способствуют реализации проектов комплексного развития. Например, как оператор программы инфраструктурных бюджетных кредитов Фонд осуществляет администрирование проектов развития инфраструктуры в регионах с привлечением средств ИБК. На текущий момент уже приняты решения о выделении 1 трлн рублей для качественного преобразования социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Несомненным показателем эффективности этих инвестиций являются социальный и экономический эффекты. Только в 2022 году механизм ИБК позволил ввести в эксплуатацию более 5 млн кв. м жилья.

Фонд развития территорий предлагает на 25 % увеличить размеры субсидий на оказание финансовой поддержки субъектам и не привязывать размер средств к сумме, выделяемой регионам на расселение аварийного жилого фонда. Размер субсидии нужно рассчитывать исходя из фактических затрат при реализации комплексного развития территорий.

Отдельный интерес вызвали предложения ВЭБ.РФ, озвученные исполнительным директором Тимуром Темиргалиевым, по модернизации инфраструктуры водоснабжения и водоотведения 2024–2028.

Отметим, что механизм КРТ действует уже два года и за это время выдали 158 разрешений на строительство 2,5 млн кв. м жилья и ввели в эксплуатацию 345,4 тыс. кв. м объектов капитального строительства. Правительство РФ поручило объединить все инструменты, чтобы модернизировать коммунальную инфраструктуру и синхронизировать сроки создания этой инфраструктуры со сроками строительства жилья.