Законопроект об основах охраны здоровья граждан обсужден на парламентских слушаниях в Госдуме

19 мая Комитет по охране здоровья провел парламентские слушания на тему: «О концепции проекта федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В обсуждении приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Правительства, федеральных министерств и ведомств, субъектов Федерации, ученые, работники здравоохранения, представители общественных организаций.

Открыла и вела слушания заместитель Председателя Госдумы Надежда Герасимова Герасимова Надежда Васильевна Герасимова
Надежда Васильевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Жуков напомнил, что за два года на обновление системы оказания медицинской помощи будет направлено 460 млрд. рублей. Главная задача — повысить доступность и качество медуслуг.

В законопроекте закрепляются принципы доступности медицинской помощи и недопустимости отказа в помощи. По словам Д.Жукова, предложен обновленный подход к классификации и наполнению видов медицинской помощи. Вводятся единые обязательные для исполнения порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Урегулированы вопросы оказания паллиативной помощи и редких заболеваний. трансплантации органов и тканей, внедрения вспомогательных репродуктивных технологий. Проект предусматривает обязательное страхование врачебной ошибки. Определены источники финансирования отдельных видом медицинской помощи. Конкретизированы требования к программе госгарантий бесплатной помощи. Определен порядок регулирования отношений в сфере оказания платных медицинских услуг. Повышается роль профессиональных медицинских и фармацевтических общественных объединений.

Обширный доклад о законопроекте сделала заместитель министра здравоохранения и социального развития Вероника Скворцова. Она подробно остановилась на вопросах предоставления платных медицинских услуг. «Платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной помощи. а также в рамках целевых программ, которые финансируются из бюджета, — подчеркнула заместитель министра. — Законопроект определяет, в каких случаях медицинские организации, участвующие в программах госгарантий, имеют право предоставлять платные услуги, а также какие виды медицинской помощи никогда не подлежат оплате за счет средств граждан».

Вице-президент Российской академии медицинских наук, директор центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития Владимир Стародубов предложил законодательно зафиксировать, что бесплатная помощь будет оказываться только в рамках государственного и муниципального заказа.

Заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Жириновский Жириновский Владимир Вольфович Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
предложил отделить патолого-анатомическую службу от службы главного врача.

Депутат Валерий Рязанский Рязанский Валерий Владимирович Рязанский
Валерий Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметил, что очень важно понимать, во что будут вложены дополнительные деньги, выделенные на развитие здравоохранения, и какие результаты будут достигнуты: сможет ли человек попасть на прием к специалисту без очереди; нужно ли будет приносить в больницу свои постельные принадлежности и лекарства. В.Рязанский высказался за повышение информированности граждан о предстоящих изменениях в системе здравоохранения.

Ректор Самарского государственного медицинского университета, Председатель Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов России Геннадий Котельников затронул проблему подготовки специалистов, отметив, что закон содержит определение клинической базы и предусматривает безвозмездное предоставление таких баз для подготовки врачей. «Можно дать деньги, построить больницы, закупить оборудование, а вот кадры и люди — страшный дефицит», — сказал он, предложив в законе четко определить ответственность субъекта Федерации за кадровое обеспечение медицины, предоставление социальных гарантий медицинским работникам.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России Игорь Шанин высказался категорически против того, чтобы «на одних и тех де площадках» оказывались бесплатные и платные услуги.

Генеральный директор Российского кардиологического научно-производственного комплекса Евгений Чазов высказался за принятие закона, который, по его словам, «сохраняет ответственность государства за каждого человека, за каждую жизнь». Вместе тем он указал на ряд вопросов, требующих уточнения. В их числе соответствие федеральных и региональных законов и взаимоотношения федеральных и региональных организаций, финансовая обеспеченность здравоохранения.

Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, комментируя законопроект, сказала, что «это будет закон для пациента».

Председатель Комитета по охране здоровья Ольга Борзова Борзова Ольга Георгиевна Борзова
Ольга Георгиевна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
отметила, что в законопроект должен быть включен принцип ответственности государственной власти и местного самоуправления за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. По ее словам, необходимо дополнительно регламентировать вопросы разграничения полномочий и разграничения собственности в сфере охраны здоровья между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Дополнительного обсуждения требуют вопросы лекарственного обеспечения больных острыми и хроническими прогрессирующими редкими заболеваниями, представляющими угрозу жизни.

«Понятийный аппарат в законопроекте нуждается в дополнительной проработке, — сказала О.Борзова. — Предстоит заменить специальные термины на общепринятые и понятные гражданам; соотнести и более четко разграничить в тексте законопроекта понятия «охрана здоровья граждан» и «медицинская помощь»; уточнить классификационные признаки медицинской помощи; увязать понятие качества медицинской помощи не только со стандартами медицинской помощи, но и с порядками оказания медицинской помощи и квалификацией специалистов; раскрыть понятие «экспертиза качества, эффективности и безопасности медицинских изделий».