Госдума рассмотрела вопрос о присоединении России к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей

На пленарном заседании депутаты обсудили законопроект «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей».

Как сообщил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, Конвенция направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных или удерживаемых в любом из государств-участников Конвенции. Основная цель Конвенции — обеспечить защиту прав граждан, проживающих в разных государствах, на воспитание своих детей, право на участие в воспитании ребенка отдельно проживающих родителей и родственников.

«Вопрос о присоединении России к Конвенции является весьма актуальным в связи с выявлением в последнее время многочисленных фактов незаконного вывоза детей за пределы Российской Федерации либо их невозвращения в Российскую Федерацию, а также отказов одного из родителей, проживающего за пределами России, обеспечить доступ другого родителя — гражданина Российской Федерации — к общению с ребенком и участию в его воспитании», — сказал И.Реморенко, сообщив, что в Конвенции участвуют 84 государства, в том числе Франция, Финляндия, Швеция, США, Израиль, большинство стран СНГ, страны Балтии.

И.Реморенко подчеркнул, что Конвенция распространяется только на случаи, когда целью перемещения или удержания ребенка является желание осуществлять в отношении него родительские права. «Случаи похищения детей, содержащие признаки уголовного преступления, к предмету правового регулирования Конвенции не относятся», — пояснил заместитель министра.

По его словам, Конвенция будет применяться в случаях незаконного удержания на территории иностранного государства детей, оставшихся без попечения родителей.

«Сам факт присоединения России к Конвенции, широкое информирование об этом российских и иностранных граждан и организаций станет действенной превентивной мерой, которая позволит сократить количество случаев незаконного удержания детей и гарантировать обеспечение защиты их прав и интересов», — сказал И.Реморенко.

Председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина Мизулина Елена Борисовна Мизулина
Елена Борисовна
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
подчеркнула, что Конвенция распространяется на две категории: на детей, у которых один из родителей проживает на территории РФ, а другой — на территории другого государства, и на детей-сирот, которые временно вывозятся на оздоровление и отдых за пределы РФ.

«Конвенция позволяет защитить таких детей и вернуть на территорию России», — сказала Е.Мизулина.

Председатель Комитета признала, что присоединение к Конвенции потребует внесения поправок в российское законодательство, но такие поправки будут немногочисленны и позитивны. В частности, в семейном законодательстве можно будет зафиксировать, что место жительства ребенка будет определять тот родитель, с которым ребенок проживает, если отсутствует соглашение между родителями или судебное решение.

По словам Е.Мизулиной, от присоединения России к Конвенции выиграет «гигантское количество и детей, и родителей».

Заключенная 25 октября 1980 года в Гааге Конвенция предусматривает, что ребенок, незаконно перемещенный в другое государство, должен быть незамедлительно возвращен в государство его постоянного проживания. В соответствии с Конвенций перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое‑либо лицо, учреждение или иная организация. Права опеки включают права, относящиеся к заботе о личности ребенка, и, в частности, право определять место жительства ребенка.

Конвенция предусматривает, что судебные или административные органы могут отказать в решении о возвращении ребенка, если родители (законные представители) фактически не осуществляли свои права опеки в отношении ребенка на момент его перемещения или удержания, или дали согласие на такое перемещение и впоследствии не возражали, а также в случае, когда существует серьезный риск того, что возвращение ребенка создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда. В возвращении также может быть отказано, когда против этого возражает сам ребенок, если он уже достиг возраста и степени зрелости, при которых следует принять во внимание его мнение.

Кроме того, в возвращении ребенка может быть отказано, если это противоречит основополагающим принципам запрашиваемого государства, касающимся защиты прав человека и основных свобод.

Конвенция применяется к любому ребенку, постоянно проживавшему в каком‑либо договаривающемся государстве непосредственно перед нарушением прав опеки или доступа. Применение Конвенции прекращается, когда ребенок достигает возраста 16 лет.

Для реализации Конвенции в государстве должен быть создан Центральный орган, который обязан будет принимать все необходимые меры для обнаружения местонахождения ребенка, предотвращения причинения ему вреда, обеспечению добровольного возвращения ребенка или содействия урегулированию спорных вопросов.

В законопроекте о присоединении к Конвенции сделана оговорка, согласно которой Российская Федерация «не считает себя связанной обязательством» нести расходы на оплату услуг адвокатов или советников либо судебных издержек, «кроме тех, которые могут быть возмещены ее системой юридической помощи и консультирования».

Согласно Конвенции, присоединение будет иметь силу только в отношениях между присоединившимся государством и теми договаривающимися государствами, которые заявят о своем признании присоединения.