Группой депутатов и сенаторов в Государственную Думу внесены законопроекты об упрощении процедур признания гражданина безвестно отсутствующим, объявления его умершим и установления факта смерти военнослужащего во время проведения специальной военной операции.
Законопроекты разработаны для оперативного оформления документов, необходимых для получения семьями военнослужащих и приравненных к ним лиц, пропавших без вести, различных социальных и страховых выплат, оказания им мер соцподдержки, обеспечения сохранности имущества военнослужащих, возможности его наследования и проч. Тема законопроектов деликатная, так как касается участников СВО. У членов семей пропавших без вести солдат возникают юридические проблемы, которые необходимо незамедлительно решать, но это не всегда возможно сделать при помощи общих норм. «Из‑за бюрократических проволочек они не всегда могут вовремя получать выплаты, социальные льготы, вступить в наследство. Нам всем нужна правовая определенность в этом вопросе, чтобы права семей военнослужащих были соблюдены и защищены», — заявил один из разработчиков проекта, Председатель Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Для упрощения процедур законопроекты предлагают в более короткие сроки признавать военнослужащих безвестно отсутствующими и объявлять гражданина умершим. Уточняется ряд положений законодательства.
Так, если военнослужащий погиб и есть свидетели смерти, то будет оформляться документ установленной формы о смерти, выдаваемый в порядке, предусмотренном Правительством РФ, и являющийся основанием для государственной регистрации смерти.
Если в течение шести месяцев о месте пребывания военнослужащего нет сведений, то есть такие сведения не предоставлены членам семьи командиром части или другим уполномоченным должностным лицом, такой гражданин в судебном порядке может быть признан безвестно отсутствующим (сегодня это один год). Форма, порядок и сроки выдачи соответствующего документа, содержащего сведения об обстоятельствах исчезновения военнослужащего, будут утверждены.
Если были события, свидетельствующие о смерти, но факт смерти никто не может подтвердить, то военнослужащий может быть объявлен умершим по уточненным правилам. Для пояснения обстоятельств, дающих основание предполагать гибель (например, попадание снаряда в здание или автомобиль и т. п.), в суд может быть предоставлен документ установленной формы, содержащий сведения об исчезновении или возможной гибели такого лица.
Правило ГК РФ для объявления умершим по истечении двух лет с момента окончания военных действий не применяется. Будет действовать срок шесть месяцев (п. 1 ст. 45 ГК РФ — наличие обстоятельств, свидетельствующих о гибели).
«Важно отметить, что положения законопроекта имеют обратную силу. То есть положения законопроекта будут действовать и на случай смерти военнослужащего до дня его вступления в силу. Это позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней в ситуациях, имевших место до введения в действие нового регулирования», — отметил Павел Крашенинников.
Изменения в законодательство, которые предлагаются данными проектами, представляют чрезвычайную важность и актуальность. Положения законопроекта распространяются на широкую категорию граждан. Они обеспечат защиту прав и законных интересов семей военнослужащих, которые участвовали в СВО, в том числе призванных на военную службу в рамках мобилизации, погибли при исполнении своего долга или могли находиться на территории, где осуществляется СВО, или проживали там.
Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также вносятся изменения «социального характера» в отдельные законы.