Комитет по энергетике обсудил развитие внутреннего рынка газа и переход к конкурентному ценообразованию

В Государственной Думе состоялся круглый стол на эту тему. Открывая дискуссию, Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный отметил, что природный газ остается единственным энергоресурсом, цены на который на внутреннем рынке регулируются государством
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный

«При этом в сфере поставок населению и приравненным к ним категориям потребителей цены на газ сохраняются на уровне ниже промышленных, что усиливает социальную нагрузку на ПАО «Газпром» — основного поставщика газа в этом сегменте рынка, — увеличивая масштаб внутреннего перекрестного субсидирования. Одновременно экспорт трубного газа, за счет которого ранее субсидировался внутренний рынок газа, значительно снижается в связи с геополитической ситуацией — соответственно, снижаются и возможности субсидирования», — подчеркнул Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
.

В сложившейся ситуации, по мнению Председателя Комитета, газовая отрасль должна от экспортной модели перейти как минимум к опоре на внутренний и внешний спрос в равной степени, чтобы внутри страны также формировались источники для развития отрасли. «Это означает ускоренную максимально возможную газификацию регионов, в том числе за счет СПГ и СУГ, расширение использования газомоторного топлива, СПГ на транспорте, ускоренное развитие нефтегазохимии, соответствующую господдержку и нормативное обеспечение», — подчеркнул Павел Завальный. Для реализации этих задач актуальным становится изменение модели функционирования рынка газа, переход к конкурентному ценообразованию на газ для всех категорий потребителей, кроме населения и ЖКХ. Такая задача ставится и в Энергостратегии-2035, но ее реализация отнесена на период после 2025 года.

Отдельная задача — конфигурация рынка в рамках интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС. Взятые сторонами обязательства диктуют необходимость настраивать газовый рынок России с целью его адаптации к модели общего рынка газа, который должен быть создан к 2025 году.

Начальник управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС Елена Цышевская отметила, что для перехода к конкурентному ценообразованию на внутреннем рынке газа принципиально важно решить два основополагающих вопроса — о том, от какой цены отталкиваться в ценообразовании, и о том, как обеспечить недискриминационный доступ к газотранспортной инфраструктуре для всех производителей газа. По ее мнению, в основе ценообразования на газ должна быть цена, образуемая в ходе организованных биржевых торгов. Для этого должен быть определен минимальный объем газа, который продается на бирже (не менее 10 % от общего объема добычи ежемесячно).

Комитет будет рекомендовать Правительству РФ с учетом текущей экономической ситуации на фоне резкого падения экспорта природного газа для повышения доходности газовой отрасли и ее устойчивого развития рассмотреть возможность:

  • создания экономической модели конкурентного ценообразования для промышленных потребителей;
  • закрепления на законодательном уровне преимущественного права на заключение договоров поставки газа для промышленных потребителей, имеющих намерение заключить долгосрочный договор на условиях «бери или плати»;
  • подготовки предложений по приведению регулируемых цен на газ и тарифов на его транспортировку к уровню, позволяющему возмещать все обоснованные операционные расходы и получать прибыль, необходимую для финансирования реконструкции и дальнейшего развития газовой инфраструктуры;
  • разработки и внедрения механизма социально ориентированного ценообразования на рынке СУГ и СПГ для населения и объектов ЖКХ на основе энергетического паритета с ценой трубопроводного газа на переходный период к модели рыночного ценообразования.

Министерству энергетики РФ совместно с ФАС России, АО «СПбМТСБ» и ПАО «Газпром» Комитет по энергетике рекомендует рассмотреть возможность внесения изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации № 1021. Это необходимо для определения критериев «коммерческих потребителей», отражения произошедших на рынке газа изменений, укрепления дисциплины газопотребления, в том числе закреплением полноценной ответственности покупателей за невыборку газа по внебиржевым договорам, выравнивания рыночных условий и увеличения спроса на газ на торгах. 

Еще одной темой, затронутой в ходе круглого стола, стала безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, используемого для транспорта и автономной газификации.

По разным оценкам в настоящее время в обращении находится от 30 млн до 50 млн газовых баллонов, 80 % которых требуют замены. По действующим нормативным документам срок службы газовых баллонов установлен в 20 лет, т. е. каждый год должны уходить с рынка от 1,5 млн до 2,5 млн баллонов. Однако большинство просроченных баллонов продолжает находиться в обороте, что неминуемо влечет возникновение аварийных ситуаций. Контроль за техническим состоянием баллонов и их оборотом практически отсутствует. 

По мнению участников круглого стола, значительную часть проблем можно решить за счет механизмов саморегулирования.

По итогам обсуждения Комитет будет рекомендовать Правительству РФ рассмотреть целесообразность:

  • разработки проекта федерального закона о создании саморегулируемой организации (СРО) в сфере деятельности по контролю оборота газовых баллонов, установке и освидетельствованию газобаллонного оборудования, используемого для транспорта и автономной газификации;
  • внедрения единой системы цифрового учета оборота сосудов для хранения и перевозки баллонов СУГ;
  • усиления мер административной и уголовной ответственности за незаконную деятельность на рынке СУГ, нарушение требований безопасности при эксплуатации баллонов СУГ.

Министерству промышленности и торговли РФ Комитет по энергетике рекомендует: рассмотреть возможность промышленного производства на территории России газовых баллонов из специальных материалов с использованием безопасного запорного устройства; разработать порядок организации учета газовых баллонов, их оборота, освидетельствования и изъятия из оборота.