Выступление Председателя Государственной Думы Бориса Грызлова на заседании Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Санкт-Петербург, 26 апреля)

Уважаемые коллеги!

Сегодняшнее заседание Ассамблеи российских законодателей при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации приурочено к 105-летию парламентаризма в России, и я прежде всего хотел бы вас поздравить с этой памятной датой.

Уверен, что изучение опыта наших предшественников поможет нам, законодателям федерального и регионального уровня, в решении актуальных задач сегодняшнего дня.

Иногда говорят, что история страны – это данность, и все опираются на историю страны. Не все. Я даже не буду приводить хорошо известные примеры попыток пересмотра истории. Приведу другой пример: не так давно был опубликован экспертный доклад, составители которого не принимали во внимание даже историю последних десяти лет. Или, по крайней мере, хотели ее полностью переписать. Они предлагали свои рецепты для какой‑то выдуманной страны, а не для России. Вот опора на исторические традиции как раз и спасает от подобных иллюзий.

Мы, безусловно, не только помним о традициях, но и сами создаем традиции российского парламентаризма. Одним из новых, но уже хорошо заметных институтов российской политики, стала наша Ассамблея российских законодателей. Хотя представительство субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном органе предусмотрено Конституцией, мы приняли решение о создании Ассамблеи, хорошо понимая, что такая форма диалога, такая форма взаимодействия между федеральными парламентариями и законодателями из субъектов федерации необходима и востребована. Чем теснее и результативнее будет наше взаимодействие, тем быстрее будет возрастать уровень жизни граждан страны, в каком бы регионе они ни проживали, тем конкурентоспособнее будет Россия в глобальной экономике.

Совсем недавно, 20 апреля, в Государственной Думе состоялся ежегодный отчет Правительства Российской Федерации. Этот, уже третий по счету, отчет стал важным политическим событием. В своем выступлении Председатель Правительства, лидер партии парламентского большинства Владимир Владимирович Путин не только подвел итоги проделанной Правительством работы – подчеркну, общей работы Правительства и большинства депутатов Государственной Думы, — но и обозначил новые вопросы и проблемы, требующие решения.

Многие из них напрямую связаны с направлениями деятельности законодательной власти субъектов Российской Федерации. Они связаны и с принятием федеральных законов по предметам совместного ведения, и с разработкой и совершенствованием региональных программ по широкому кругу социально-экономических вопросов, и с осуществлением контроля со стороны как депутатов Государственной Думы, так и региональных депутатов.

Поставлены масштабные задачи – но опыт всех лет развития современной России, и особенно опыт противодействия экономическому кризису доказал, что мы можем такие задачи решать.

В самом начале кризиса государство четко заявило: все социальные обязательства будут выполняться. Никакого отказа от них не будет. Эта последовательная позиция стала одной из опор антикризисной политики. Именно потому, что мы не пытались сэкономить за счет социальных обязательств государства, посткризисное восстановление идет быстрее и успешнее.

Этот урок необходимо выучить всем. И поэтому, создавая благоприятные условия для инвестиций, снижая фискальную нагрузку, нельзя решать эти задачи за счет социального развития, за счет граждан. Тем более, что те, кто сегодня предлагает снизить все социальные гарантии и убавить все социальные расходы, предлагали то же самое в период кризиса. Государство не пошло у них на поводу и, как показала жизнь, правильно сделало.

Главное содержание нового этапа – это вложения в человека, вложения в развитие человека. А значит – в здравоохранение, в образование, в культуру. На встрече с Председателем Правительства я говорил о необходимости повышения зарплат учителей. Выступая в Государственной Думе 20 апреля, Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что уже в 2011 году должен быть начат новый большой проект по поддержке российской школы, ее модернизации.

С точки зрения нашего взаимодействия, это предполагает решение новых, причем не только законодательных задач. Безусловно, необходимо доработать региональные программы и скорректировать региональные бюджеты. Но также нужно обеспечить контроль за расходованием средств, за эффективностью их использования, нужно организовать постоянный диалог, в котором должны участвовать и учителя, и родители школьников.

Преодолевая последствия кризиса, мы должны выстраивать новую экономику. Считаю, что есть возможность создания новых производств и новых отраслей в региональных экономиках – и эту возможность нельзя упустить ни в одном из российских регионов. Существующим отраслям тоже предстоит переходить на новый уровень. Сельское хозяйство – практика подтверждает результативность вложений в этот сектор – способно стать двигателем развития территорий. Именно поэтому мы ставим вопрос о расширении возможностей получения земли и создании других условий для занятия фермерским хозяйством.

Освоение территорий, использование наших земельных ресурсов для создания комфортных условий для жизни каждому гражданину страны – это еще и решение демографической задачи. Она должна, вместе с развитием здравоохранения, вместе с финансовыми стимулами, развить те результаты, которые достигнуты на сегодняшний момент. Это рост рождаемости, это рост средней продолжительности жизни. И где, как не на региональном уровне, открываются наибольшие возможности для продолжения этой работы – безусловно, при необходимой поддержке со стороны федерального центра. Это касается и решения проблемы очередей с устройством в детские сады – по нашей инициативе средства, стимулирующие решение этой проблемы, впервые появились в федеральном бюджете, и мы будем продолжать действовать в данном направлении. Думаю, что уже в этом году нам удастся увеличить финансирование за счет дополнительных средств в бюджете.

Это касается и помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы. Вы знаете целевой ориентир: к 2015 году не менее трети семей в России должны иметь возможность приобрести жилье на собственные средства или с помощью заемных средств.

Координируя наши действия, мы ставим перед собой цели, во первых, повышения качества законотворческих инициатив, поступающих от законодательных органов субъектов Российской Федерации, во‑вторых, более внимательного учета вопросов регионального развития при принятии законодательных решений на федеральном уровне.

Безусловно, обмен опытом – а он касается не только законотворчества в узком смысле этого слова, но и обеспечения законодательного процесса – полезен всем участникам нашей работы. И это уже доказано опытом Ассамблеи российских законодателей.

Статистика показывает, что количество инициатив, предложенных законодательными органами субъектов Российской Федерации и успешно прошедших все стадии законодательного процесса, увеличивается. Более того, все эти инициативы, дошедшие до вступления в силу, не являются какими‑то популистскими пожеланиями, – популистские законопроекты в условиях наличия нашего парламентского большинства шансов на принятие не имеют. Это серьезные, важные для граждан нашей страны проекты.

Если мы сравним три года работы Государственной Думы пятого созыва с таким же периодом работы Государственной Думы четвертого созыва, то увидим рост числа законов, принятых по инициативе субъектов федерации. За три года пятого созыва было принято 122 таких закона, а за аналогичный период четвертого созыва – 73. И это свидетельствует о том, что роль представительных органов субъектов федерации в федеральном законодательном процессе только возрастает. За три года пятого созыва количество законодательных инициатив, предложенных региональными парламентами и ставших федеральными законами, превысило 10 % (10,4 %) от общего числа законов, принятых Государственной Думой, одобренных Советом Федерации и подписанных Президентом.

Ряд законопроектов предварительно прошел экспертизу в комиссиях Ассамблеи российских законодателей. И какими бы ни были результаты этой экспертизы – положительными или отрицательными, она играет значимую роль в формировании законотворческого климата нашей политической системы, в повышении качества законодательной работы на всех уровнях.

Первое заседание Ассамблеи российских законодателей состоялось в Государственной Думе 24 февраля 2010 года. Через месяц, 22 марта 2010 года, своим Распоряжением я утвердил Положение об Ассамблее российских законодателей. Все это произошло немногим больше, чем год назад. Но за это время Ассамблея прошла этап становления. Были созданы рабочие органы Ассамблеи – Президиум и комиссии, сформирован План мероприятий Ассамблеи. Началось рабочее взаимодействие с использованием электронного документооборота, в связи с этим разработана подсистема «Эксперт» Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности, которая уже сейчас активно используется.

Важную роль во взаимодействии между Ассамблеей и региональными законодательными органами мы придаем парламентским ассоциациям федеральных округов. Могу сказать, что инициативы, прошедшие обсуждение в парламентских ассоциациях и представленные для рассмотрения в комиссии Ассамблеи, безусловно, заслуживают особого внимания. Представители парламентских ассоциаций приглашаются на все мероприятия, которые проводятся комиссиями Ассамблеи российских законодателей.

В прошлом году состоялись три заседания Президиума Ассамблеи – в апреле, июне и декабре. Среди других мероприятий хочу отметить заседания комиссий Ассамблеи, семинары-совещания, «круглые столы».

В октябре прошлого года в Ростове-на-Дону был проведен «круглый стол» на тему «О совершенствовании федерального законодательства в части осуществления товарного рыбоводства», это мероприятие проводили члены комиссии по вопросам законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса и земельным отношениям, природным ресурсам, природопользованию и экологии.

В том же месяце в Москве обсуждались актуальные проблемы деятельности мировых судей в субъектах Российской Федерации, обсуждение состоялось на заседании членов комиссии по вопросам конституционного законодательства, государственного строительства, гражданского, уголовного, арбитражного и процессуального законодательства.

В ноябре прошлого года в Государственной Думе в рамках парламентских слушаний прошло заседание членов комиссии Ассамблеи законодателей по вопросам законодательного обеспечения внутренней безопасности, противодействия коррупции, международного экономического, культурного и приграничного сотрудничества на тему «Проблемы применения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по противодействию коррупции».

1 апреля 2011 года в Москве, в Государственной Думе состоялся «круглый стол», посвященный совершенствованию правового механизма в сфере тарифного регулирования энергетики. 7 апреля 2011 года там же прошел семинар-совещание по вопросам реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На май в Пскове запланирован «круглый стол» на тему бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на июнь в Якутске – заседание комиссии Ассамблеи законодателей по вопросам законодательного обеспечения образования, культуры, науки и наукоемких технологий. В период осенней парламентской сессии в Московской областной Думе пройдет «круглый стол», посвященный вопросам жилищно-коммунального хозяйства в субъектах федерации.

Кстати, именно вопросам ЖКХ в планировании наших мероприятий уделяется особое внимание. Саму историю Ассамблеи законодателей можно начинать с селекторного совещания, на котором мы обсудили обострившуюся в целом ряде регионов проблему завышения тарифов и нормативов в жилищно-коммунальной сфере. По итогам совещания по моему поручению была сформирована депутатская комиссия по организации контроля за тарифами и нормативами на услуги ЖКХ. Члены комиссии выезжали в субъекты федерации, и результатом проведенной работы стали, как вы помните, не только организационные, но и кадровые решения. В частности, свои посты потеряли ряд мэров и чиновников, ответственных за сферу ЖКХ.

Мы можем говорить о том, что при Ассамблее законодателей созданы дискуссионные площадки, которые дают возможность предметно и профессионально обсудить те вопросы, которые нуждаются в обновленном законодательном регулировании. Пока эти дискуссионные площадки, на мой взгляд, не очень широко представлены в средствах массовой информации. Думаю, что мероприятия Ассамблеи, в том числе в регионах, могут привлечь и большее внимание СМИ, но при этом прошу не забывать, что главное в работе Ассамблеи и всех ее структур – это обсуждение реальных проблем законотворчества, а не просто разговор в кругу экспертов на свободную тему.

Создание Ассамблеи, безусловно, помогает нашей работе над региональными законодательными инициативами. Но не следует считать, что созданием Ассамблеи решаются все проблемы – сделать предстоит еще немало.

Вот показатели по последней из числа завершенных сессий Государственной Думы – осенней сессии 2010 года. Из 29 законопроектов, внесенных в Ассамблею законодателей в осеннюю сессию и рассмотренных комиссиями, предложено внести в Государственную Думу 2 законопроекта, доработать в комиссиях и внести на рассмотрение Президиума Ассамблеи – 5 законопроектов. А еще 22 законопроекта получили отрицательные заключения. То есть должно быть понимание, что Ассамблея законодателей может помочь доработать законопроект, но она же является и фильтром для тех инициатив, которые не имеют шансов на принятие. Но и этот опыт всем нам полезен.

Парламентское большинство стало тем фактором, который обеспечил не только более эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне, но и более эффективное взаимодействие между органами власти разных уровней.

Тем более, что партия парламентского большинства в Государственной Думе является и партией парламентского большинства в региональных законодательных органах. Побеждая на выборах депутатов в субъектах федерации, партия представляет предложения по кандидатурам руководителей регионов.

Фактически, такое наличие парламентского большинства, как сегодня, предоставило возможность лучше обеспечить представительство регионов в Государственной Думе. Если мы вспомним ситуацию прошлого десятилетия, то увидим, что состав депутатского корпуса, раздробленный по мелким фракциям, приведет к тому, что голоса регионов не будут учитываться. В мелких фракциях позицию определял, да и сегодня определяет, центральный аппарат, у которого мало возможностей и мало желания советоваться с регионами. Политические интересы мелких фракций не оставляют пространства для того, чтобы заниматься вопросами, важными для регионов. И это в лучшем случае. В другом, не лучшем случае интересы избирателей будут просто забыты.

Посмотрите, кого ставит во главу своих региональных списков оппозиция? Это фигуры, которые явно не собираются работать в регионе, фигуры из центра. Сколько раз они вспомнят о своих предвыборных обещаниях жителям региона? Вспомнят ли они вообще, где, кому и что обещали, если они одновременно состоят в списках по нескольким субъектам федерации? Мы видели такие примеры в ходе избирательной кампании на мартовских выборах, выборах прошлых лет.

Убежден, что наша позиция является более ответственной. Люди в наших списках – будь то депутат, мэр или губернатор – связаны с субъектом федерации, они работают и планируют работать именно в том регионе, где участвуют в выборах. И обеспечение устойчивого регионального развития является одним из приоритетов парламентского большинства. Не случайно именно по нашей инициативе появилась Ассамблея законодателей, которой все мы желаем успеха и в составе которой, я уверен, все мы продолжим активно работать. На благо жителей каждого региона, на благо всех граждан России.