К созданию государственной системы мониторинга Федеральное агентство по делам национальностей приступило в 2017 году в рамках выполнения мероприятий государственной программы «Реализация государственной национальной политики».
Целью внедрения такой системы было получение оперативных данных и сведений о конфликтных и предконфликтных ситуациях в сфере межнациональных отношений во всех субъектах Российской Федерации, а также выработка на основе этих данных своевременных и эффективных управленческих решений по профилактике и недопущению развития межнациональных конфликтов. Одними из ключевых этапов развития системы мониторинга стали подготовка к запуску и открытие в декабре 2022 года Ситуационного центра ФАДН России.
Открывая заседание, Председатель Комитета по делам национальностей Геннадий Семигин
Семигин
Геннадий Юрьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Социалистической политической партией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ"
отметил значимость парламентского контроля в вопросах бюджетного финансирования ведомственного проекта «Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений», а также повышения эффективности и оперативности работы ГИСМ и Ситуационного центра ФАДН. «Участие депутатов в предстоящем обсуждении, а также в повышении эффективности работы Ситуационного центра должно быть самым серьезным и глубоким. Вот уже пять лет ежегодно из федерального бюджета выделяются деньги на техническое, организационное и иное обеспечение работы системы мониторинга. Мы заинтересованы в достижении тех результатов, ради которых из федерального бюджета выделяются средства на национальную политику», — подчеркнул Геннадий Семигин.
Заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин проинформировал депутатов об основных параметрах государственной системы мониторинга. «Система мониторинга состоит из федерального и регионального компонентов. Федеральный сегмент представляет собой единую информационно-технологическую инфраструктуру, на базе которой происходит взаимодействие между ФАДН и профильными региональными органами исполнительной власти», — указал Станислав Бедкин.
Доступ к системе обеспечен как для федеральных органов исполнительной власти, так и для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных организаций, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления. По словам Станислава Бедкина, общее количество пользователей системы к настоящему моменту составляет более 10 тыс. человек, 4 тыс. из которых — муниципальные служащие, 1,8 тыс. — эксперты.
Один из модулей системы предусмотрен для ведения реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Депутаты предложили расширить возможности системы за счет усиления аналитического содержания представляемых данных. Кроме того, на взгляд парламентариев, ГИСМ должна давать исчерпывающие сведения и помогать в принятии решений: например, о блокировке того или иного информационного ресурса, публикующего недопустимый контент в интернете, признании лица иностранным агентом, запрещении деятельности общественных организаций экстремистской направленности и т. п.
Обсуждая аспекты работы системы мониторинга, депутаты предложили учитывать влияние на межнациональное согласие принятия региональных нормативных правовых актов по вопросам изучения языков, поддержки культур, миграционных и иных вопросов. Высказано было и пожелание ускорить подключение к региональному компоненту системы новых субъектов Российской Федерации. «Этой работе ввиду непростой межнациональной обстановки на этих территориях нужно уделить сейчас самое серьезное внимание», — отметил Председатель Комитета.
Геннадий Семигин предложил обобщить вопросы, замечания и предложения депутатов по совершенствованию деятельности ГИСМ и Ситуационного центра, прозвучавшие в ходе заседания. «Мониторинг состояния межнационального согласия — это инструмент, который нужно дополнять и совершенствовать, в том числе в нормативном и иных аспектах. Мы к такой работе готовы», — подчеркнул Председатель Комитета.
«Мы собрались обсудить этот чрезвычайно важный вопрос не для того, чтобы принять к сведению информацию Федерального агентства по делам национальностей. Наша задача — помочь коллегам и совместно улучшить результат работы. Согласен с Председателем Государственной Думы, что сегодня значение парламентского контроля невозможно переоценить. Наши замечания, предложения и вопросы необходимо совместно проанализировать. Так, очевидно, что критерии и показатели эффективности системы мониторинга, Ситуационного центра необходимо пересмотреть, правильно использовать и обеспечить практическую значимость получаемых данных», — заключил Геннадий Семигин.
Депутаты приняли решение в ближайшее время посетить Ситуационный центр ФАДН и создать при Комитете по делам национальностей рабочую группу по совершенствованию государственной системы мониторинга.