Внесен законопроект, направленный на борьбу с «лекарственной наркоманией»

Законопроектом предлагается дифференцировать административную ответственность за нарушения законодательства об обращении лекарственных средств исходя из степени их общественной опасности
Кодекс об административных правонарушениях

Председателями комитетов по госстроительству и законодательству Государственной Думы и Совета Федерации Павлом Крашенинниковым Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и Андреем Клишасом и группой депутатов внесен законопроект, дифференцирующий административную ответственность за нарушения законодательства об обращении лекарственных средств исходя из степени их общественной опасности.

Документ разработан в рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2030 года. Как отмечено в Стратегии, за последние 10 лет наблюдается рост более чем в 2,5 раза числа зависимых от новых потенциально опасных психоактивных веществ. Большим спросом у наркозависимых лиц — так называемых лекарственных наркоманов — пользуются препараты, содержащие прегабалин, тапентадол, тропикамид и циклопентолат, которые не относятся к ядовитым или сильнодействующим средствам и в своем составе не содержат ни наркотических, ни психотропных веществ. При этом их употребление не по назначению врача, в том числе непредназначенным способом, в больших дозах, в сочетании с другими веществами или алкоголем, вызывает наркотическое опьянение, а также стойкую зависимость.

«К сожалению, особенно широко «лекарственная наркомания» распространена в подростковой и молодежной среде ввиду относительной доступности, простоты применения и интенсивности воздействия лекарственных препаратов, содержащих психоактивные вещества. Зачастую психическая и физическая зависимость от употребления этих препаратов становится основной предпосылкой к переходу на более тяжелые наркотики и психотропные вещества. Несмотря на то что перечисленные препараты включены в перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, на практике нередки случаи их безрецептурного отпуска, что нарушает особый порядок учета», — прокомментировал Павел Крашенинников.

В настоящее время за нарушение установленных правил предусмотрена административная ответственность, предполагающая штраф для граждан от 1,5 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц — от 20 до 30 тыс. рублей.

В течение последних пяти лет наблюдается существенный рост (более чем на 22 %) количества административных правонарушений, предусмотренных КоАП.

Кроме того, безрецептурный отпуск подобных препаратов предполагает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Высокий уровень общественной опасности этого правонарушения требует повышенных размеров административных штрафов, поскольку от этого напрямую зависит эффективность борьбы с лекарственной наркоманией, широко распространенной в настоящее время, в том числе в среде несовершеннолетних.

Именно поэтому законопроектом предлагается дифференцировать административную ответственность за нарушения законодательства об обращении лекарственных средств исходя из степени их общественной опасности, дополнив статью 14.42 КоАП частью 11.

Если безрецептурный отпуск препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, законопроектом предлагается ввести повышенный размер штрафов для должностных лиц (от 10 до 20 тыс. рублей), лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от 50 до 100 тыс. рублей), а также юридических (от 150 до 200 тыс. рублей).

«При этом при определении видов санкций необходимо руководствоваться принципом соразмерности наказания совершенному правонарушению, исключив факторы избыточной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства. Для этого проектом не предполагается установление административного приостановления деятельности, поскольку это может негативно сказаться на деятельности аптек, находящихся, например, в сельской местности, а также аптек, имеющих филиальную сеть. Вместе с тем законопроект предусматривает возможность дисквалификации фармацевтических работников и должностных лиц, допустивших указанное правонарушение», — отметил Павел Крашенинников.