Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
подчеркнул, что без понимания эффективности производства и потребления энергоресурсов, повышения взаимосвязанности этих процессов невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны.
ТЭБ региона позволяет выявить ограничения по поставкам топлива, отраслевые особенности использования топлива, электро- и теплоэнергии в экономике региона, а также определить экономические связи между регионами — производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов. Разработка в 2021 году дорожной карты социальной газификации позволила вернуть текущим и перспективным ТЭБ важный статус прогнозных аналитических документов, утраченный в 1990-е, и ввести в критерии выбора модели энергоснабжения регионов межтопливную конкуренцию.
Заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Артем Верхов кратко обрисовал параметры ТЭБ России, заложенные в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Сегодня Министерство ведет работу над проектом Энергостратегии-2050. Минэнерго России совместно с Координационным центром при Правительстве РФ осуществляет мониторинг этой работы, а также оказывает методологическую поддержку регионам.
Руководитель Дирекции информационного моделирования в ТЭК РЭА Минэнерго РФ Елена Базылева рассказала о разрабатываемых агентством методических рекомендациях для субъектов РФ по формированию дорожной карты мероприятий, предусматривающих реализацию прогнозных ТЭБ, включая мероприятия по газификации. В соответствии с Порядком составления ТЭБ регионы помимо ежегодного должны формировать перспективный ТЭБ до 2030 года включительно. Предполагается выполнение таких этапов, как определение прогноза спроса на газ, расчет межтопливной конкуренции, выполнение оценки потенциального прироста потребления природного газа в результате мероприятий по топливозамещению, например замене угля на газ, на период планирования. В него вносятся все данные, отражающие добычу, поставку, преобразование и потребление энергоресурсов в количественных и качественных характеристиках.
Для упрощения работы регионов и поддержания информации в актуальном состоянии, унификации предоставленных сведений, исключения разночтений и упрощения занесения данных в отчет Минэнерго России совместно с РЭА разработан автоматизированный калькулятор по формированию прогнозного топливно-энергетического баланса субъектов РФ с учетом межтопливной конкуренции, который проводит анализ внесенных данных и выводит рекомендации о целесообразности перевода внесенных объектов потребления топливно-энергетических ресурсов на альтернативный вид топлива. В следующем году планируется создание прототипа системы прогнозирования развития ТЭК субъектов на основе анализа социально-экономического положения регионов и прогнозов социально-экономического развития.
В ходе круглого стола выступили представители ряда регионов, в том числе Свердловской, Белгородской областей, а также энергетических компаний — ПАО «РусГидро», ПАО «Газпром энергохолдинг», ООО «Сибирская генерирующая компания», научных институтов. Они обозначили ряд проблем и необходимых для их устранения решений. Целесообразно включить основные положения порядка формирования в методику разработки прогнозов социально-экономического развития страны и регионов, а сам ТЭБ включать в качестве самостоятельного раздела в такие прогнозы. Для энергетических компаний программы развития и прогнозные ТЭБ должны играть основополагающую роль при принятии решений. Необходимо добиваться более ответственного планирования и соблюдения планов по обеспечению топливом внутренних потребителей, в том числе объектов энергетической инфраструктуры. Участники дискуссии отметили, что серьезной проблемой является отсутствие доступа к информации, необходимой для составления ТЭБ, сложность ее верификации, устаревшие способы ее сбора. ТЭБ субъектов РФ и плановые документы различных отраслей разрабатываются и утверждаются в разное время, что приводит к сужению горизонта анализа и невозможности получения аналитики в 5-летней перспективе. Серьезная проблема при составлении ТЭБ состоит в том, что по своей сути разработка балансов сопоставима с проведением научно-исследовательских работ, требующих привлечения квалифицированных специалистов в сферах энергетики, экономики, аналитики, статистики. Решение таких масштабных вопросов должно осуществляться специализированными профессиональными структурами, отраслевыми институтами.
По итогам круглого стола будут подготовлены рекомендации Правительству РФ и профильным органам исполнительной власти:
— по разработке взаимосогласованной между уровнями управления системы ТЭБ «страна — федеральный округ — субъект РФ — муниципальное образование»;
— по обеспечению взаимосвязи прогнозных и целевых ТЭБ с документами перспективного планирования развития энергетической отрасли;
— по синхронизации сроков разработки фактических, прогнозных и целевых ТЭБ субъектами РФ, а также по обеспечению единого подхода к установлению горизонтов прогнозирования и планирования в прогнозных и целевых ТЭБ на всех уровнях управления;
— по разработке комплексных схем энергоснабжения регионов на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом прогнозных и целевых ТЭБ.
Также Комитет будет рекомендовать рассмотреть возможность создания единой информационной платформы, обеспечивающей скоординированную деятельность участников по формированию ТЭБ на всех уровнях управления. В рекомендации региональным органам государственной власти войдет предложение рассмотреть возможность определения приоритета комбинированной выработки тепловой энергии при формировании целевых ТЭБ и дорожных карт субъектов страны по обеспечению граждан доступными и экологичными источниками энергии.