Комитет по энергетике проанализировал параметры финансирования «энергетических» госпрограмм в бюджете на 2023–2025 годы

На заседании во вторник Комитет утвердил заключение на соответствующий проект федерального закона
Заседание Комитета по энергетике

Комитет по энергетике отвечает за рассмотрение государственной программы №22 «Развитие атомного энергопромышленного комплекса», государственной программы №30 «Развитие энергетики», а также выступает соисполнителем при рассмотрении государственной программы РФ №47 «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».

Комитет отмечает, что объемы бюджетных ассигнований по программе «Развитие энергетики» увеличены в 2023 г. на 4 884,5 млн. руб., в 2024 г. — на 5 559,9 млн. руб., в 2025 г. по сравнению с параметрами бюджетного прогноза увеличены на 5 850,2 млн. руб. В том числе, планируется увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субсидии Камчатскому краю для софинансирования строительства объектов регазификационного комплекса СПГ в Камчатском крае; на субсидирование поставок моторного топлива железнодорожным транспортом в ДФО; на дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии) работников организаций угольной промышленности.

При этом запланировано уменьшение финансирования по федеральному проекту «Развитие рынка природного газа как моторного топлива» и по федеральному проекту «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».

Как подчеркнул Председатель комитета по энергетике Павел Завальный Завальный Павел Николаевич Завальный
Павел Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра)
, расширение потребления газа на внутреннем рынке является одним из условий дальнейшего развития газовой отрасли страны в нынешней ситуации. «Это позволит заместить часть объемов, выпадающих в связи с ожидающимся значительным сокращением экспорта на европейском направлении», — отметил депутат. 

Также, по его словам, замещение жидких моторных топлив на внутреннем рынке КПГ и СПГ будет способствовать снижению затрат государства на стабилизацию цены на топливо, позволит компенсировать снижение добычи нефти, поддерживая при этом экспортный потенциал. 

«Запланированное в проекте бюджета уменьшение бюджетных ассигнований негативно повлияет на темпы газификации и развитие рынка природного газа как моторного топлива», — добавил Павел Завальный.

Комитет считает целесообразным рассмотреть возможность создания Фонда развития рынка газомоторного топлива.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований на госпрограмму «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» в 2023 г. увеличены на 5 186,7 млн. руб., в 2024 г. — на 10 267,3 млн. руб., в 2025 г. по сравнению с параметрами бюджетного прогноза увеличены на 3 559,1 млн. руб.

Комитет отмечает повышение значимости атомной отрасли в целом и владения соответствующими технологиями на фоне усиливающего мирового энергетического кризиса. С учетом стремительных темпов развития наукоемких направлений в российской атомной отрасли все упомянутые в госпрограмме технологии займут важное место в энергетическом развитии России, и к 2050 г. будут играть значимую роль в обеспечении ее энергетической и технологической независимости.

Государственная программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса» также касается развития крупнейшего логистического проекта – Северного морского пути (СМП).

По плану развития Северного морского пути до 2035 г., грузооборот к 2024 г. должен составить 80 млн тонн, к 2035 г. – 220 млн тонн. Основными проектами, обеспечивающими загрузку, должны стать нефтегазовые и СПГ-проекты, арктические проекты, угольный проект и другие.

При этом главная сложность – погодные условия, в частности, лед. Без сопровождения ледоколов использовать СМП можно всего 3–4 месяца в году. Поэтому одной из важных задач госпрограммы является строительство атомного ледокольного флота, который позволит обеспечить круглогодичное использование СМП. На это, в том числе, и будут направлены увеличившиеся бюджетные ассигнования.

В рамках вопросов ведения Комитета в государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (ГП НТР) входят проекты, затрагивающие развитие атомной отрасли, СПГ, развитие шельфовых морских месторождений, снижение энергоемкости экономики.

Комитет обращает внимание: государственная политика в области низкоуглеродного развития в условиях высокой энергоемкости ВВП должна быть направлена в сферу энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Уровень внедрения энергоэффективных технологий остается довольно низким, ввиду отсутствия экономических стимулов их внедрения. Наиболее энергоемкими отраслями остаются электроэнергетика (23 %), обрабатывающая промышленность (22 %), ЖКХ (15 %), транспорт (16 %) добывающая промышленность (9 %). Именно в этих секторах экономики в первую очередь должны развиваться мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Что касается шельфовой добычи углеводородов, доля традиционных месторождений сокращается, для большей части действующих в настоящее время месторождений характерна падающая добыча. Крупные месторождения выработаны более чем наполовину, добыча менее доступных запасов увеличивает капитальные затраты и операционные издержки. При этом растет доля глубоководных и шельфовых месторождений и других источников «высокотехнологичной» нефти.

 Доля России в мировом распределении запасов газа Арктики составляет 70 %, а нефти и конденсата – 41 %. По оценкам отраслевых экспертов Минэнерго России, уже к 2050 г. шельф Арктики может обеспечивать от 20 до 30 % всей нефтедобычи.

Однако в 2020 году доля шельфовой добычи в общем объеме добычи по России составила 5,7 %, что всего на 2,8 % больше, чем в 2010 г., что говорит о низком темпе освоения запасов Арктического шельфа по сравнению с мировыми тенденциями. В связи с этим отмечается острая необходимость разработки эффективных технологических решений для морских нефтегазовых месторождений углеводородного сырья в связи с санкционным давлением и введенными ограничениями.

Также необходимо отметить ряд стратегически важных и перспективных для страны направлений атомной отрасли, реализующиеся в рамках ГП НТР. Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий заключается в решении самой амбициозной задачи – проблемы освоения и использования термоядерной энергии.

Разработка технологий двухкомпонентной атомной энергетики с замкнутым ядерным топливным циклом, должна стать решением проблемы накопленного отработанного ядерного топлива. Кроме того, это позволит на сотни лет обеспечить атомную энергетику топливом и сохранить долгосрочную конкурентоспособность российской атомной энергогенерации.

Комитет по энергетике с учетом замечаний поддерживает предлагаемое финансирование рассматриваемых государственных программ в рамках проекта федерального бюджета на 2023 г. и плановый период 2024 – 2025 гг. и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект соответствующего федерального закона.

1 из 9
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, Министр энергетики РФ Николай Шульгинов и заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Заседание Комитета по энергетике
Заместитель Председателя Комитета по энергетике Наталья Назарова
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов и заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
Заседание Комитета по энергетике
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов
Член Комитета по энергетике Муслим Татриев
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный, Министр энергетики РФ Николай Шульгинов и заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
 
Заместитель Председателя Комитета по энергетике Наталья Назарова
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов и заместитель Министра энергетики РФ Анастасия Бондаренко
Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный
 
Министр энергетики РФ Николай Шульгинов
Член Комитета по энергетике Муслим Татриев