В Госдуме проходит совещание с руководителями профильных комитетов в области образования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации

7–8 апреля в Государственной Думе проходит совещание с руководителями профильных комитетов в области образования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, организованное комитетом ГД по образованию.

Открывая совещание, заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
отметила:

«Нам предстоит в течение двух дней обсудить актуальные тенденции развития образования в нашей стране. В связи с этим хочу напомнить, что к приоритетным направлениям работы Министерства образования премьер-министр В.Путин на заседании Правительства России (состоявшемся 4 апреля этого года) отнес: развитие системы среднего профессионального образования; доведение заработной платы учителям до средней заработной платы в регионе; развитие дистанционного обучения.

Электронное обучение на сегодняшний день широко используют экономически развитые страны, оно обеспечивает интенсивное развитие других отраслей, производителей товаров и услуг, всей экономики страны в целом. Тем не менее, в настоящее время развитие и продвижение новых образовательных технологий в России во многом сдерживается из‑за отсутствия необходимого нормативно-правового регулирования отношений, возникающих при использовании электронного обучения. Надеюсь, что данный законодательный пробел будет устранен в новом проекте закона «Об образовании».

В феврале этого года завершились общественные обсуждения проекта федерального закона «Об образовании», в него было внесено около 11 тыс. предложений по совершенствованию.

Хочу сегодня немного подробнее остановиться на тех предложениях, которые представляются значимыми, и которые составляют существенную часть моей работы в этом направлении. В новом проекте закона должен получить определение ряд понятий, без которых сложно сегодня представить современное образование, понимаемое как общественное благо.

Я имею в виду, во‑первых, необходимость законодательного закрепления понятия инклюзивного образования. Полноценное введение системы инклюзивного образования в нашей стране позволит родителям выбирать между специальным и инклюзивным образованием и решать вопрос о профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы; позволит изменить отношение общества к инвалидам. Могу сослаться на свой опыт общения с директорами школ, практикующих инклюзивное образование: они отмечают, что этот вид образования очень непрост для школы, и не только с точки зрения подготовки учителей, но и с позиций аккредитации таких школ. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую учатся хуже, соответственно, снижают общие показатели школы. Унификация требований при оценке знаний учащихся и последующей оценке школы делают этот вид образования невыгодным школе, что в целом неправильно.

В проект закона должны быть включены нормы, определяющие роль, статус, вопросы комплектования и финансирования школьных библиотек в системе общего образования. Подробный доклад об этом сегодня сделает президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова. Хочу сказать только, что школьные библиотекари традиционно остаются на периферии интересов образования, а от них зависит формирование информационного поля ребенка, его навыки в отборе и поиске информации.

Также считаю необходимым дальнейшее стимулирование развития воспитательной внеучебной деятельности на каждом образовательном уровне, начиная с общего образования, а также закрепление норм, обеспечивающих финансирование этого вида деятельности.

Надо принимать во внимание, что воспитание может осуществляться как в рамках образовательного процесса, так и вне его. Сегодня и в будущем очень важно максимально обеспечить досуг учащихся именно в пределах учебных заведений посредством организации интеллектуально-развивающих, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, секций и факультативов. Для этого необходима системная воспитательная внеучебная деятельность: курирующие ее подразделения, специалисты, отвечающие за данное направление, педагоги, привлеченные к проведению дополнительных занятий с учащимися.

В последнее время мы совместно с Министерством образования прорабатываем вопросы о статусе кадетских корпусов, работаем над законопроектом о наделении особым статусом школ искусств, что является необходимым условием сохранения отечественных уникальных образовательных традиций в этой сфере.

Развитие и поддержка этих направлений – государственная задача, выполнение которой не должно ставиться в зависимость от субъективных предпочтений администрации учебных заведений».