7–8 апреля в Государственной Думе проходит совещание с руководителями профильных комитетов в области образования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, организованное комитетом ГД по образованию.
Открывая совещание, заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова
Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
отметила:
«Нам предстоит в течение двух дней обсудить актуальные тенденции развития образования в нашей стране. В связи с этим хочу напомнить, что к приоритетным направлениям работы Министерства образования премьер-министр В.Путин на заседании Правительства России (состоявшемся 4 апреля этого года) отнес: развитие системы среднего профессионального образования; доведение заработной платы учителям до средней заработной платы в регионе; развитие дистанционного обучения.
Электронное обучение на сегодняшний день широко используют экономически развитые страны, оно обеспечивает интенсивное развитие других отраслей, производителей товаров и услуг, всей экономики страны в целом. Тем не менее, в настоящее время развитие и продвижение новых образовательных технологий в России во многом сдерживается из‑за отсутствия необходимого нормативно-правового регулирования отношений, возникающих при использовании электронного обучения. Надеюсь, что данный законодательный пробел будет устранен в новом проекте закона «Об образовании».
В феврале этого года завершились общественные обсуждения проекта федерального закона «Об образовании», в него было внесено около 11 тыс. предложений по совершенствованию.
Хочу сегодня немного подробнее остановиться на тех предложениях, которые представляются значимыми, и которые составляют существенную часть моей работы в этом направлении. В новом проекте закона должен получить определение ряд понятий, без которых сложно сегодня представить современное образование, понимаемое как общественное благо.
Я имею в виду, во‑первых, необходимость законодательного закрепления понятия инклюзивного образования. Полноценное введение системы инклюзивного образования в нашей стране позволит родителям выбирать между специальным и инклюзивным образованием и решать вопрос о профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы; позволит изменить отношение общества к инвалидам. Могу сослаться на свой опыт общения с директорами школ, практикующих инклюзивное образование: они отмечают, что этот вид образования очень непрост для школы, и не только с точки зрения подготовки учителей, но и с позиций аккредитации таких школ. Ведь дети с ограниченными возможностями здоровья зачастую учатся хуже, соответственно, снижают общие показатели школы. Унификация требований при оценке знаний учащихся и последующей оценке школы делают этот вид образования невыгодным школе, что в целом неправильно.
В проект закона должны быть включены нормы, определяющие роль, статус, вопросы комплектования и финансирования школьных библиотек в системе общего образования. Подробный доклад об этом сегодня сделает президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова. Хочу сказать только, что школьные библиотекари традиционно остаются на периферии интересов образования, а от них зависит формирование информационного поля ребенка, его навыки в отборе и поиске информации.
Также считаю необходимым дальнейшее стимулирование развития воспитательной внеучебной деятельности на каждом образовательном уровне, начиная с общего образования, а также закрепление норм, обеспечивающих финансирование этого вида деятельности.
Надо принимать во внимание, что воспитание может осуществляться как в рамках образовательного процесса, так и вне его. Сегодня и в будущем очень важно максимально обеспечить досуг учащихся именно в пределах учебных заведений посредством организации интеллектуально-развивающих, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, секций и факультативов. Для этого необходима системная воспитательная внеучебная деятельность: курирующие ее подразделения, специалисты, отвечающие за данное направление, педагоги, привлеченные к проведению дополнительных занятий с учащимися.
В последнее время мы совместно с Министерством образования прорабатываем вопросы о статусе кадетских корпусов, работаем над законопроектом о наделении особым статусом школ искусств, что является необходимым условием сохранения отечественных уникальных образовательных традиций в этой сфере.
Развитие и поддержка этих направлений – государственная задача, выполнение которой не должно ставиться в зависимость от субъективных предпочтений администрации учебных заведений».