Комитет по молодежной политике предложил привлекать наставников и волонтеров к перевоспитанию трудных подростков

Согласно инициативе, если суд признает подростка виновным в каком‑либо правонарушении, то в качестве воспитательной меры за ним могут закрепить наставника или волонтерскую организацию, которые возьмут подростка на сопровождение
Круглый стол Комитета по молодежной политике на тему «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия»

Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев Метелев Артем Павлович Метелев
Артем Павлович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
заявил о подготовке соответствующего законопроекта в ходе выступления на заседании круглого стола «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия». Участники мероприятия, среди которых были представители МВД, Минпросвещения, Минтруда, Следственного комитета, Генпрокуратуры, ФСИН, Минюста, обсудили проблемы и инициативу по социализации трудных подростков. 

В случае если суд признает подростка виновным в каком‑либо правонарушении, то в качестве воспитательной меры предлагается закрепить за ним наставника или волонтерскую организацию, которые возьмут подростка на сопровождение. Результаты работы будут фиксироваться в единой информационной системе, по итогу рассмотрения этих результатов суд будет принимать решение о дальнейшем наказании для нарушителя или его смягчении. 

«Последние несколько лет снижается подростковая преступность, однако повторно нарушает закон 23 % от ранее совершивших [правонарушение] — каждый четвертый. Причин, толкающих ребенка в криминал, много: психологические проблемы, трудности в семье, отсутствие занятости, денег. Часто на преступление подростка толкает убеждение, что нарушение закона — это круто, ты получишь уважение в обществе. Но если показать, что уважение можно получить по‑другому — через помощь, — то это создает альтернативное убеждение. Опыт помощи другим людям формирует глубокие ценности, которые уже меняют твое мышление, и ты вряд ли пойдешь снова грабить и не захочешь быть вредителем. Мы это знаем на практике и предлагаем законодательно закрепить работающую в жизни технологию наставничества и социализации через волонтерство в качестве одной из мер исправления, которую назначит суд», — сказал Артем Метелев.

К обязанностям наставника помимо самой работы с подростком отнесено представление в специализированный госорган ежемесячного отчета о проведенной работе. Если наставник делает вывод, что подросток устойчиво и целенаправленно игнорирует мероприятия, определенные куратором, он может ходатайствовать о замене несовершеннолетнему меры пресечения. По окончании срока передачи под надзор наставник обязан направить в специализированный государственный орган характеристику, отражающую результаты проведенной с несовершеннолетним работы, где будут отражены особенности его поведения, в том числе нравственные установки, склонность к возможному антиобщественному поведению в будущем, специфика восприятия назначенных ему мер.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова отметила, что институт детского омбудсмена уделяет особое внимание профилактике девиантного, в том числе и делинквентного, поведения несовершеннолетних. Она представила стратегическую программу «Подростки России», в рамках которой создается федеральная сеть подростковых центров — экосистема специальных пространств, куда дети могут прийти пообщаться, оказаться в поддерживающей и безопасной среде, получить поддержку специалистов и найти полезную занятость, в том числе и сезонную подработку.

«Мы готовы включиться в работу как на уровне законопроекта, так и на практике — для этого можно задействовать создаваемую инфраструктуру и штат специалистов. Центры могли бы стать местом встреч с подростками, психологических консультаций, тренингов, площадками для волонтерской деятельности и трудоустройства», — сказала она.

Артем Метелев предложил включить технологии работы подростковых центров в стандарт учреждений молодежной политики, который Комитет планирует разработать, а также в целом обновить подростковые клубы в регионах.

1 из 10
Круглый стол Комитета по молодежной политике на тему «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия»
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова и Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
Круглый стол Комитета по молодежной политике на тему «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия»
Заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Юлия Саранова
Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
Круглый стол Комитета по молодежной политике на тему «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия»
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова
Круглый стол Комитета по молодежной политике на тему «О единой государственной системе непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, и о совершенствовании института принудительных мер воспитательного воздействия»
Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова
 
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова и Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
 
Заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Юлия Саранова
Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
 
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова
 
Председатель Комитета по молодежной политике Артем Метелев
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова

Директор благотворительного фонда «Солнечный город» Мария Аксенова заявила, что среди детей, с которыми работает фонд, оставшихся без попечения родителей, больше 50 % имели опыт химической зависимости от наркотиков или алкоголя.

«Мы занимались ребенком 16 лет: у него устойчивая зависимость, единственное, что ему сейчас можно предложить, — реабилитация на 21 день в специализированном центре. Нет никаких способов легально направить ребенка на длительную реабилитацию, эта система полностью отсутствует. Мне кажется, что это тема, которой нужно заниматься», — сказала Мария Аксенова. 

Также в числе существующих проблем Аксенова назвала барьеры в трудоустройстве подростков. По ее мнению, сейчас у молодежи до 18 лет мало способов зарабатывать легально. Артем Метелев отметил, что проблема уже прорабатывается Комитетом: законодательные инициативы в этой сфере уже согласованы с Минтруда и фракцией партии «Единая Россия». По словам депутата, разработанные инициативы позволят значительно упростить процесс трудоустройства, снизить бюрократическую нагрузку на подростков и их родителей, также планируется запуск субсидирования программ трудоустройства подростков и другие меры. 

Ранее о необходимости создания единой государственной системы непрерывного социального сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, заявил Президент Владимир Путин, выступая на коллегии МВД. Президент назвал защиту молодого поколения от криминала важнейшей задачей для развития страны. Он отметил, что в последние годы число преступлений, совершенных подростками, снижается, «но это отнюдь не повод для самоуспокоения».

По мнению экспертов, основная проблема преступности несовершеннолетних — это повторная преступность и вовлечение подростков, совершивших преступление, в постоянную криминальную активность. В 2020 году к уголовной ответственности было привлечено 30 485 несовершеннолетних, из них было осуждено 14 703, а в отношении 15 782 несовершеннолетних уголовное дело было прекращено. Освобождено от наказания 1369 несовершеннолетних, а 5991 назначено условное наказание. Сложившаяся практика показывает, что только порядка 24 % несовершеннолетних, совершивших преступления, несут за это реальную ответственность. Это, в свою очередь, формирует ощущение безнаказанности в подростковой среде.