16 марта Комитет по строительству и земельным отношениям провел «круглый стол» на тему «Новая редакция Федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд».
В его работе приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, Счетной палаты РФ, федеральных и региональных органов государственной власти, строители, специалисты в области государственных закупок.
Открыл и вел «круглый стол» председатель Комитета Мартин Шаккум
Шаккум
Мартин Люцианович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0120 (Красногорский – Московская область)
. Он отметил, что в настоящее время различными министерствами и ведомствами подготовлено несколько концепций закона о государственных и муниципальных закупках РФ, и что Комитет по строительству и земельным отношениям подготовил свою концепцию, которую и предлагает вниманию участников «круглого стола». М.Шаккум выразил пожелание рассмотреть этот вопрос шире, дать оценку законотворческой деятельности, обратить внимание на недостатки 94-го закона.
Он также подчеркнул, что для рассмотрения этого сложного вопроса необходим диалог. По его словам, государственные закупки – одна из основных функций государства и по ее исполнению можно судить о его деятельности.
С приветствием к участникам «круглого стола» обратился Первый заместитель Председателя Государственной Думы Олег Морозов
Морозов
Олег Викторович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 28 (Нижнекамский – Республика Татарстан (Татарстан))
. Он, в частности, сказал, что приветствует сам факт обсуждения этого вопроса в Госдуме. Он расценил это как ответ на инициативу Президента, призвал высказывать критические замечания в связи со снижением значения 94-го закона, принятого в 2005 году, в котором, по его словам, были заложены глубинные мины, взрывающиеся сейчас, в основу которого был заложен принцип решающего значения цены. «Формируя новый закон, надо сделать его реальным инструментом модернизации», — сказал он.
В выступлениях участников «круглого стола» отмечалось, что за время действия закона выявлено несколько ошибочных постулатов, положенных в основу установленных процедур:
— эффективность закупок оценивается не по достигнутому результату, а по формальному соблюдению регламентных процедер;
— применение универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок;
— допуск к размещению заказов недобросовестных участников, не способных гарантировать эффективность закупок;
— при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен.
По их мнению, действующая редакция закона не дает ответа на главный вопрос – что такое эффективная закупка и какими способами необходимо ее обеспечивать. Результатом неправильно сформулированных принципов размещения заказов явилось снижение эффективности закупочной деятельности в целом.
В числе наиболее существенных недостатков действующего законодательства о размещении заказов отмечались следующие: незащищенность заказчика от недобросовестных поставщиков, подрядчиков; увеличение числа случаев заключения контрактов с недобросовестными поставщиками, прибегающими к демпингу, сговору, коррупции; ограничение критериев оценки предложений поставщиков и сведение процедуры торгов к одному критерию – цене.
Участники «круглого стола» указывали и на то, что практически нивелирована роль важнейших для оценки качества товаров, работ и услуг критериев, не позволяющих не только осуществлять выбор оптимального по срокам, качеству и цене предложения на рынке, но и фактически исключающих заказчиков из процедуры оценки предложений.