Профильный комитет рассмотрел поправки третьего антисанкционного пакета мер поддержки строительной отрасли

По итогам совместной работы семи комитетов-соисполнителей, профильных министерств и экспертов, а также сегодняшнего заседания Комитета был сформирован текст документа ко второму чтению
Заседание Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

На заседании Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрены поправки депутатов к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

При обсуждении документа в первом чтении и комитеты ГД, и депутаты в зале высказывали большое количество опасений, касающихся потенциальной отмены проведения археологических изысканий перед началом строительства, угрозы застройки заповедных земель на берегах озера Байкал и иных особо охраняемых природных территорий (ООПТ), аналогичной угрозы ценным сельхозземлям и ликвидации перечня важных согласительных процедур при коммерческом строительстве. Ровно по этим же причинам законопроект вызвал резонанс и в публичном пространстве. Все вышеперечисленные опасения были зафиксированы в постановлении ГД в качестве обязательной задачи для решения с поручением Комитету учесть их в поправках ко второму чтению.

По итогам совместной работы семи комитетов-соисполнителей, профильных министерств и экспертов, а также сегодняшнего заседания Комитета был сформирован текст ко второму чтению.

Так, отмечено, что новое строительство на Байкальской природной территории не допускается. Территория Байкала останется полностью защищенной, как и сейчас. Исключение будет только для объектов БАМа и Транссиба, строительство которых регулируется отдельными действующими специальными положениями.

«Это наша принципиальная позиция, которая поддержана Правительством и отражена в поправке за моей подписью», — отметил Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов Пахомов Сергей Александрович Пахомов
Сергей Александрович
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 125 (Сергиево-Посадский – Московская область)
.

ООПТ и особо ценные сельхозземли также защищены от нового строительства. Эти территории выводятся из под действия законопроекта. Строительство на них, как и прежде, возможно только с учетом требований к режиму соответствующих земельных участков, установленных федеральными законами. 

«Строительство и реконструкция любых объектов инфраструктуры будут осуществляться исключительно с соблюдением природоохранного и экологического законодательства», — уточнил Сергей Пахомов.

На исторически ценных территориях сохраняется экспертиза объектов археологического наследия.

В процессе консультаций с научным сообществом было найдено общее решение: обязать Правительство России определить виды работ, перед которыми необходима экспертиза территорий в связи с возможностью при выполнении таких работ повредить находящиеся под землей или водой археологические артефакты, а также иные случаи объективной необходимости такой экспертизы в этих целях. На таких территориях будет действовать существующий порядок. За их пределами — в сокращенном объеме.

«В целом все участники процесса признают, что действующие сегодня нормы избыточны и существенно тормозят строительство. Вместе с тем полностью отказываться от них нельзя. Рациональный компромисс между охраной археологического наследия и снятием избыточных барьеров в инвестиционном развитии территорий в сложный период действия экономических санкций найден», — отметил Сергей Пахомов.

Также был утвержден исчерпывающий перечень видов приоритетных объектов инфраструктуры, которые могут быть построены в упрощенном порядке и для которых Правительство сформирует сам этот порядок согласований.

В него вошли только объекты инфраструктуры, необходимые для реализации государственных целей и задач:

· магистральные газопроводы, нефтепроводы, объекты энергетической инфраструктуры;

· объекты социальной инфраструктуры, строительство и реконструкция которых осуществляются в целях сокращения дефицита такой инфраструктуры на территории населенного пункта;

· объекты промышленной инфраструктуры, обеспечивающие создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производство продукции, не имеющей российских аналогов, и энергоэффективных строительных материалов.

Также в законопроекте отражена обязанность Правительства формировать и утверждать конкретные перечни таких объектов с учетом разрешенных законом видов.

«Обращаю внимание: речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты. Частные инвестиционные стройки проходят стандартные процедуры согласований», — отметил Сергей Пахомов.

Также не стоит забывать, что срок действия так называемого транспортного закона (до 31 декабря 2024 года) не меняется.

«В целом в сложившейся геополитической и экономической ситуации реализация законопроекта позволит существенно (примерно на один год) сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, социальной и иной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением граждан. Именно такое поручение дал Президент несколько дней назад по итогам совещания о мерах социально-экономической поддержки субъектов РФ», — заключил Сергей Пахомов.

Все замечания комитетов-соисполнителей, которые были высказаны изначально и отражены в постановлении ГД, по итогам принятия законопроекта в первом чтении учтены. Проект закона будет рассмотрен во втором чтении на следующей неделе.