24 февраля под председательством заместителя Председателя Государственной Думы РФ Валерия Язева
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
состоялся «круглый стол» на тему «О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен».
Открывая «круглый стол» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти (ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития), вертикально-интегрированных нефтяных компаний, независимых малых и средних нефтегазодобывающих компаний, независимых нефтепереработчиков, отраслевых научных институтов, российских потребительских союзов, консультационных компаний и ценовых агентств, а также бирж нефтегазового комплекса, Валерий Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что рост цен на моторное топливо отражается на всех отраслях экономики и на каждом гражданине Российской Федерации в отдельности.
Говоря о причинах повышения цен на бензин и дизельное топливо, он назвал, во‑первых, рост цен на сырую нефть и нефтепродукты в мире, который составил за последнее время 10–20%. Во‑вторых, волну существенного повышения цен в целом, в силу которой сектор моторного топлива хочет взять свою долю от этого повышения. В‑третьих, по мнению ФАС, имеет место сговор вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В‑четвертых, последствия новой налоговой политики – повышение акцизов и перспектива их повышения до 2013 года на 1 рубль в год, повсеместный переход на стандарт «Евро-3» и выведение из употребления бензина Аи-80. «Возможно, нужно рассматривать всю систему налогообложения нефти и нефтепродуктов. Сейчас все налоговые и таможенные рычаги работают так, что независимо от того, что происходит в мире с ценами на нефть, внутренние цены на бензин и дизельное топливо растут», — отметил Валерий Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. В‑пятых, продолжил он, это классический дефицит топлива на внутреннем рынке. Отчасти из‑за монополизма и недостатка независимых нефтеперерабатывающих заводов. Отчасти – из‑за малой глубины отечественной переработки нефти.
«Отдельно предлагаю рассмотреть биржевую торговлю нефтепродуктами, как широко признанный в мире эффективный инструмент балансирования спроса и предложения, — отметил В.Язев. — Но баланс не обязательно установится на более низком уровне цен. Несовершенство системы налогообложения может наоборот усилить тенденции к их росту». По словам Валерия Язева
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, если «загонять» ускоренными темпами покупателей на биржу, не вызовет ли это опережающего роста спроса и очередной виток повышения цен? И другой аспект. Если сосредоточить торговлю нефтепродуктами на одной бирже, не приведет ли это к нивелированию объективной разницы цен для разных регионов нашей необъятной страны, что ухудшит экономическую ситуацию в некоторых субъектах Российской Федерации?
По итогам заседания участники «круглого стола» рекомендовали
Правительству Российской Федерации:
— ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации;
— разработать комплекс законодательных мер, направленных на снижение роста оптовых и розничных цен на автомобильные топлива в Российской Федерации до приемлемого для населения уровня и повышение прозрачности механизма ценообразования;
— в целях повышения прозрачности информации о производственных и ценовых показателях деятельности предприятий ТЭК, подготовить и внести в Государственную Думу дополнения к Федеральному закону № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;
— учесть предложения и замечания нефтяных компаний по уточнению формулировок Закона «О защите конкуренции» в части определения основных понятий, характеризующих признаки монополизации рынка нефти и нефтепродуктов, в т. ч. таких как: «монопольно высокие цены», «возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара» и «согласованных действий по установлению цен (ценовой сговор)»;
— ускорить реализацию мер по обеспечению развития независимой нефтепереработки, совершенствованию механизмов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и их законодательному закреплению;
— подписать меморандум с крупнейшими компаниями-поставщиками и потребителями автомобильных топлив в России в лице профессиональных ассоциаций и союзов о совместных действиях по снижению цен на рынке автомобильных топлив Российской Федерации.