24 февраля состоялся "круглый стол" на тему "О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен"

24 февраля под председательством заместителя Председателя Государственной Думы РФ Валерия Язева Язев Валерий Афонасьевич Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
состоялся «круглый стол» на тему «О мерах законодательного обеспечения стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов, в том числе по развитию биржевой торговли нефтепродуктами как одного из механизмов антимонопольного регулирования цен».

Открывая «круглый стол» с участием представителей федеральных органов исполнительной власти (ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития), вертикально-интегрированных нефтяных компаний, независимых малых и средних нефтегазодобывающих компаний, независимых нефтепереработчиков, отраслевых научных институтов, российских потребительских союзов, консультационных компаний и ценовых агентств, а также бирж нефтегазового комплекса, Валерий Язев Язев Валерий Афонасьевич Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
подчеркнул, что рост цен на моторное топливо отражается на всех отраслях экономики и на каждом гражданине Российской Федерации в отдельности.

Говоря о причинах повышения цен на бензин и дизельное топливо, он назвал, во‑первых, рост цен на сырую нефть и нефтепродукты в мире, который составил за последнее время 10–20%. Во‑вторых, волну существенного повышения цен в целом, в силу которой сектор моторного топлива хочет взять свою долю от этого повышения. В‑третьих, по мнению ФАС, имеет место сговор вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В‑четвертых, последствия новой налоговой политики – повышение акцизов и перспектива их повышения до 2013 года на 1 рубль в год, повсеместный переход на стандарт «Евро-3» и выведение из употребления бензина Аи-80. «Возможно, нужно рассматривать всю систему налогообложения нефти и нефтепродуктов. Сейчас все налоговые и таможенные рычаги работают так, что независимо от того, что происходит в мире с ценами на нефть, внутренние цены на бензин и дизельное топливо растут», — отметил Валерий Язев Язев Валерий Афонасьевич Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
. В‑пятых, продолжил он, это классический дефицит топлива на внутреннем рынке. Отчасти из‑за монополизма и недостатка независимых нефтеперерабатывающих заводов. Отчасти – из‑за малой глубины отечественной переработки нефти.

«Отдельно предлагаю рассмотреть биржевую торговлю нефтепродуктами, как широко признанный в мире эффективный инструмент балансирования спроса и предложения, — отметил В.Язев. — Но баланс не обязательно установится на более низком уровне цен. Несовершенство системы налогообложения может наоборот усилить тенденции к их росту». По словам Валерия Язева Язев Валерий Афонасьевич Язев
Валерий Афонасьевич
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
, если «загонять» ускоренными темпами покупателей на биржу, не вызовет ли это опережающего роста спроса и очередной виток повышения цен? И другой аспект. Если сосредоточить торговлю нефтепродуктами на одной бирже, не приведет ли это к нивелированию объективной разницы цен для разных регионов нашей необъятной страны, что ухудшит экономическую ситуацию в некоторых субъектах Российской Федерации?

По итогам заседания участники «круглого стола» рекомендовали

Правительству Российской Федерации:

— ускорить разработку прозрачной системы ценообразования на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации;

— разработать комплекс законодательных мер, направленных на снижение роста оптовых и розничных цен на автомобильные топлива в Российской Федерации до приемлемого для населения уровня и повышение прозрачности механизма ценообразования;

— в целях повышения прозрачности информации о производственных и ценовых показателях деятельности предприятий ТЭК, подготовить и внести в Государственную Думу дополнения к Федеральному закону № 282-ФЗ от 29 ноября 2007 года «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации»;

— учесть предложения и замечания нефтяных компаний по уточнению формулировок Закона «О защите конкуренции» в части определения основных понятий, характеризующих признаки монополизации рынка нефти и нефтепродуктов, в т. ч. таких как: «монопольно высокие цены», «возможность оказывать решающее влияние на условия обращения товара» и «согласованных действий по установлению цен (ценовой сговор)»;

— ускорить реализацию мер по обеспечению развития независимой нефтепереработки, совершенствованию механизмов биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и их законодательному закреплению;

— подписать меморандум с крупнейшими компаниями-поставщиками и потребителями автомобильных топлив в России в лице профессиональных ассоциаций и союзов о совместных действиях по снижению цен на рынке автомобильных топлив Российской Федерации.