Павел Крашенинников внес законопроект по поддержке российского бизнеса в период действия антироссийских санкций

В частности, должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей, пояснил Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников
Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников

«В настоящее время в связи с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц возникают ситуации, когда многие отечественные компании вынуждены по объективным причинам приостановить исполнение ранее заключенных договоров. Кроме того, иностранные поставщики в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер. Возникают проблемы и с исполнением денежных обязательств (санкции в отношении российских банков, невозможность распоряжаться деньгами, находящимися за пределами России, проблемы с определением валюты платежа и т. д.)», — заявил Павел Крашенинников Крашенинников Павел Владимирович Крашенинников
Павел Владимирович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

С принятием внесенного законопроекта будут стабилизированы правоотношения с участием потребителей и оказана поддержка российскому бизнесу в период действия санкций, введенных против Российской Федерации. 

«Должно уменьшиться количество спорных и неразрешимых ситуаций, в том числе связанных с возможностью банкротства российских предпринимателей», — пояснил Павел Крашенинников.

Положениями проекта закона предлагается закрепить правовые последствия в случае недружественных действий, из‑за которых ранее заключенные обязательства исполнить невозможно. Так, в случае если исполнение обязательства становится «окончательно невозможным», то такое обязательство прекращается полностью либо в той части, в которой не может быть исполнено.

«Например, для сборки телевизора или компьютера используются импортные компоненты. Их поставка в Россию полностью прекратилась из‑за введенных санкций. Таким образом, компания не может осуществить поставку телевизоров и ее обязательства на поставку прекращаются», — прокомментировал Павел Крашенинников.

Если же обязательство оказывается «временно невозможным» и это возможно доказать (например, что необходимые детали для производства придут, но с опозданием), то такое обязательство «замораживается», а лицо не несет ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. 

«В случае если другая сторона объективно не может временно произвести свое исполнение, то сторона обязательства вправе отказаться от договора, но обязана предупредить об этом заблаговременно», — отметил Павел Крашенинников.

Законопроектом предусмотрено положение, которое касается обеспечительных платежей в виде ценных бумаг, — обеспечительный платеж может быть произведен в ценных бумагах иного рода. Указанное положение вызвано тем, что в настоящее время могут возникать проблемы либо с доступностью отдельных финансовых инструментов, либо связанные с резким изменением стоимости ценных бумаг. Эти правила законопроекта могут применяться только по соглашению сторон, заключенному после 23 февраля 2022 года.

В случае наступления срока выплаты займа, предоставленного российскому акционерному обществу иностранным лицом, согласно законопроекту вместо возврата суммы займа полностью или частично допускается размещение в пользу заимодавца дополнительных акций определенной категории. 

«То есть компания вправе выпустить привилегированные акции, которые дают долю участия в компании, но не дают права голоса, и на время применения санкций компания может предоставить долю в своем капитале вместо выплаты займа. Указанная новелла должна предупредить риск банкротства российских организаций. В этом случае количество таких акций может превышать 25 %», — пояснил Павел Крашенинников.

Все вышеперечисленные положения не могут быть применены в интересах лиц, которые способствовали применению недружественных действий.

Предлагается также закрепить два новых положения, в соответствии с которыми:

1) не допускается одностороннее изменение или расторжение соглашений, связанных с осуществлением и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, за исключением случаев, когда другая сторона соглашения существенно нарушает свои обязательства;

2) удлиняется срок действия соглашений, в силу которых российские юридические или физические лица имеют право использовать результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом указанные юридические или физические лица имеют право уведомить другую сторону соглашения об одностороннем отказе от продления такого обязательства.

Указанные положения вызваны возможностью недобросовестных действий со стороны контрагентов российских юридических и физических лиц, отказывающихся в одностороннем порядке от ранее заключенных соглашений или отказывающих в их пролонгации в силу недружественных действий.

«Законопроектом предлагается придать его положениям обратную силу, в связи с чем предусмотрено правило о том, что настоящий федеральный закон применяется к отношениям, возникшим с 24 февраля 2022 года», — подчеркнул Павел Крашенинников.