Заместитель Председателя ГД Ирина Яровая
Яровая
Ирина Анатольевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 45 (Камчатский – Камчатский край)
подготовила
законодательные предложения, устанавливающие повышенный административный штраф
за повторное управление автомобилем без прав и уголовную ответственность — за вождение без прав при наличии двукратной административной ответственности за это. Также предусматривается конфискация транспортного средства по решению суда у лиц, которые привлекаются к уголовной ответственности за вождение в состоянии опьянения, выезд на встречную полосу,
значительное превышение скорости, или у лиц, которые ранее неоднократно привлекались
за вождение без прав.
Как подчеркнула Ирина Яровая, единая позиция рабочей группы состоит в том, что представленная редакция правительственного
законопроекта не дает четкого определения «опасного вождения» и поэтому не может быть принята в таком виде: реализация нормы без четкой квалификации
может привести к нарушению прав и интересов законопослушных водителей.
Заместитель Председателя ГД подготовила законопроект, ужесточающий наказание для нарушителей, которые управляют автомобилями, будучи лишенными прав, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Предложения концептуально поддержаны МВД и Минюстом, а также представителями думских фракций — членами рабочей группы.
«По поручению Председателя ГД нами проведена большая работа, детальный анализ ситуации. Были выявлены опасные тенденции. На основе этих данных разработаны законодательные предложения. Предварительно вопрос проработан с МВД и Минюстом: есть общее понимание, что такой алгоритм совместных решений будет адекватной мерой, обеспечивающей дополнительную безопасность для граждан как участников дорожного движения», — отметила Ирина Яровая. Поддержку инициатив высказали также участники заседания — представители Минтранса, Роскомнадзора, Минцифры.
По статистике, в первом полугодии
2021 года в суды поступило 52 607 дел по факту управления транспортными
средствами теми людьми, кто ранее был лишен этого права. В 2020 году зафиксирован
существенный рост количества таких правонарушений: судами было рассмотрено более 91 тыс. дел, что на 25 % превысило показатели 2019 года.
«Данные происшествия характеризуются достаточно высокой степенью тяжести последствий: в них погибает каждый десятый пострадавший», — заявила Ирина Яровая.
«Установление повышенной ответственности прежде всего призвано не только обеспечить соразмерность наказания, но и остановить правонарушителя: остановить тех, кто, не имея права на управление транспортным средством, садится за руль пьяным или устраивает гонки, уничтожая все на своем пути», — подчеркнула заместитель Председателя ГД.
Кроме того, растет количество дел по факту управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения и лишенными права управления таким средством или не имеющими такого права.
«В 2020 году число таких правонарушений по сравнению с 2019-м выросло более чем на 11 %. В первом полугодии 2021 года в суды поступило почти 30 тыс. таких дел. То есть лицо, которое по решению суда было лишено права управления, не только садится за руль, но еще и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и совершает преступления, которые влекут необратимые последствия», — констатировала Ирина Яровая.
Эту ситуацию призван изменить подготовленный законопроект. Во‑первых, предлагается повысить административное наказание за повторное управление транспортным средством без прав.
«Действующие нормы административного законодательства позволяют лицу многократно управлять транспортным средством, будучи лишенным такого права или не имея его. Сам уровень незначительной административной ответственности является не сдерживающей, а в большей степени поощрительной мерой, позволяя совершать нарушения хоть 150 раз и всякий раз фактически откупаться незначительными суммами, платить один и тот же штраф и продолжать управление, совершать правонарушения, издеваться над здравым смыслом и обществом», — отметила Ирина Яровая.
«Предлагаю при повторном управлении транспортным средством лицом, которое лишено такого права, установить штраф от 50 до 100 тысяч», — заявила она.
Второе предложение рабочей группы — «для тех лиц, которые уже дважды привлекались к административной ответственности за управление транспортным средством без наличия права на его управление, установить уже уголовную ответственность».
Таким образом, уголовная ответственность будет наступать после трех административных правонарушений: самого нарушения, повлекшего лишение прав, повторного и последующего при отсутствии права на управление ТС.
«Кроме того, предлагается новое отягчающее обстоятельство и повышенная ответственность для лиц, лишенных или не имеющих права управления транспортным средством, совершающих преступления, связанные с нарушением ПДД, повлекшим тяжкий вред здоровью или смерть пешехода. В качестве дополнительной меры, которая будет иметь прямой пресекающий характер, предлагается предусматривать и устанавливать конфискацию транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, связанного с управлением ТС в состоянии опьянения либо с превышением скорости или выездом на встречную полосу, а также с неоднократным управлением транспортным средством, будучи лишенным права управления», — заключила Ирина Яровая.
Проект закона будет представлен участникам рабочей группы через неделю.