Председатель ГД Вячеслав Володин
Володин
Вячеслав Викторович
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Избран по избирательному округу № 163 (Саратовский — Саратовская область)
принял участие в заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Президент провел его в режиме видеоконференции.
Открывая заседание, Владимир Путин сказал:
«Мы по традиции в конце года проводим заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, чтобы подвести текущие итоги года, предметно посмотреть, что сделано для достижения национальных целей, — а это, напомню, ключевые ориентиры развития страны до 2030 года.
Отмечу, что, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, работа по национальным проектам не прекращалась. Более того, есть индикаторы, которые показывают, что динамика, интенсивность здесь даже растут. Так, если по итогам первого, 2019 года реализации проектов кассовое освоение расходов по ним запаздывало — немного, но тем не менее — по сравнению с исполнением федерального бюджета в целом, то сейчас эти показатели выровнялись.
Для справки: на 1 декабря 2019 года федеральный бюджет был исполнен на 78 %, а расходы по национальным проектам — на 70 %. На 1 декабря текущего года расходы и федерального бюджета, и расходы по нацпроектам исполнены на 80 %.
Конечно, при всей важности бюджетной дисциплины дело не только в том, насколько интенсивно планово осваиваются средства, — это, как мы понимаем, только инструмент решения задачи, и он, естественно, должен работать хорошо. Но главное — и вновь это подчеркну — какие получены результаты, насколько они конкретны, понятны и видны людям, какой эффект дают для развития регионов и всех территорий страны.
И такие результаты — это приятно отметить — есть. Есть и недоработки — об этом тоже поговорим, но и результаты есть. Отмечу, что уже выполнен годовой план по ремонту дорожной сети городских агломераций — в этих населенных пунктах проживает около половины наших граждан.
В целом с опережением графика идет и расселение аварийного жилья. За 10 месяцев текущего года в новые современные квартиры переехали 120 тысяч человек — это столько же, сколько за все два предыдущих года.
Напомню, что уже совсем скоро, в январе, мы запустим новую программу расселения. Она охватит жилье, признанное аварийным на 1 января 2021 года. Средства на эти цели — 45 миллиардов рублей на ближайшие два года — заложены в федеральный бюджет.
В сфере дошкольного образования за последние годы создано около 180 [тысяч] мест в яслях. Очередь в ясли в целом по стране сократилась вдвое, а в 31 регионе страны этот вопрос решен целиком — полностью. Здесь практически каждая семья, в которой растут малыши в возрасте до трех лет, при необходимости может устроить в ясли каждого малыша.
Кстати говоря, все‑таки очередь сохраняется по некоторым регионам, и она [составляет] 73,5 тысячи детей. Это для справки. Понятно, что в плановом порядке мы должны и это дорешать.
В начальной школе организовано бесплатное горячее питание, его получают более семи миллионов ребятишек. Эта мера — часть нашей системной работы по поддержке семей с детьми. На сегодняшний день адресную помощь от государства получают российские семьи, где растут порядка семи миллионов детей. И, как уже говорил, задача ближайших лет — выстроить здесь целостную линейку поддержки семей, где растут дети в возрасте от рождения до окончания школы.
Добавлю, что поддержкой в рамках социального контракта охвачены около 800 тысяч человек, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Борьба с бедностью — это наш безусловный приоритет. Мы говорим об этом постоянно, он прямо связан с ответом на демографический вызов.
Для повышения доходов граждан важно все: и адресная социальная поддержка, и помощь семьям с детьми, и новые рабочие места — один из ключевых элементов, и сбалансированное развитие регионов и отраслей экономики, и — повторю — повышение доступности и качества образования на всех уровнях.
Будем наращивать динамику строительства новых школ. За три года в 78 регионах уже введена в эксплуатацию 271 школа на 177 тысяч мест. Напомню, что до конца 2024 года мы планируем построить 1300 школ. Кроме того, в ближайшие пять лет будет реализована большая программа капитального ремонта и технического обновления действующих школ. В нее войдут 7300 зданий.
Что касается педагогического состава, то более 800 тысяч школьных учителей и 100 тысяч кураторов в колледжах и техникумах получают доплаты за классное руководство и кураторство. Эта работа учителей и наставников имеет колоссальное значение для воспитания молодежи, для ее личностного, профессионального становления, а значит, и для будущего России.
Обновляется инфраструктура здравоохранения. С 2018 года введены в эксплуатацию 1750 фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий. В регионы поступило свыше тысячи передвижных медицинских комплексов. В итоге объемы медицинской помощи на селе увеличились в два раза.
Переоснащаются детские поликлиники, онкологические и сердечно-сосудистые центры. В рамках нацпроектов им поставлено более 40 тысяч единиц нового медицинского оборудования.
Добавлю, что в регионах уже открыто более 350 амбулаторных центров онкологической помощи, а пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний с прошлого года имеют право на бесплатные лекарства. В текущем году их получают примерно 600 тысяч граждан.
Еще один важный результат нацпроектов с точки зрения качества жизни в российских городах, повышения экологического благополучия: мы поставили задачу — до конца 2024 года ликвидировать 88 наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. Уже закрыты 60 таких объектов, и до конца года будут ликвидированы еще шесть. Также на сегодняшний день закрыты и рекультивированы 30 несанкционированных свалок в границах городов, до конца текущего года нужно будет ликвидировать еще 12.
Подчеркну, национальные проекты крайне важны для наших граждан. Они должны вести к повышению благополучия российских семей, менять к лучшему городскую среду, социальную сферу, создавать новые возможности для бизнеса.
При этом принципиальное значение имеет оценка самими гражданами тех перемен, которые несут национальные проекты, и мы знаем, что здесь не все так гладко, как бы хотелось, — я сказал об этом в самом начале своего выступления. Проблемы, к сожалению, сохраняются.
Повторю: задача каждого национального проекта не в том, чтобы просто построить, сдать в эксплуатацию или отремонтировать какой‑либо объект, — нужно добиться того, чтобы с помощью нацпроектов на деле решались самые чувствительные проблемы людей. В этом и заключается главный критерий эффективности нашей общей работы.
Как на федеральном уровне, так и в регионах, на местах, нужна каждодневная вовлеченность всех участников национальных проектов в работу, максимальная ответственность и полная отдача сил. Я призываю коллег постоянно отслеживать продвижение национальных проектов, анализировать узкие места или отставания, чтобы принимать дополнительные решения исходя из объективной картины с учетом возникающих проблем и трудностей, конечно.
Так, в этом году серьезным вызовом для реализации нацпроектов стал рост цен. Он охватил широкую номенклатуру товаров, в том числе строительные материалы. В условиях изменившейся ценовой конъюнктуры губернаторы, руководители регионов все чаще сообщают о несостоявшихся конкурсах, о задержках строительства, о проблемах с подрядчиками.
Сейчас не буду справочные данные приводить по поводу роста цен на арматурную сталь, листовую сталь, битум и т. д. и т. д. Вы это хорошо знаете. Такие риски необходимо снизить до минимума, а лучше, конечно, свести их к нулю. Все работы и объекты, запланированные в рамках национальных проектов, должны быть реализованы.
Хотел вновь подчеркнуть: речь идет не о суммах выделенных и освоенных средств, а о построенных садах, школах и объектах инфраструктуры, отремонтированных больницах и ФАПах, ликвидированных свалках и так далее.
Правительству нужно подготовить четкий алгоритм действий по объектам, которые строятся на федеральном уровне и региональном уровне. Все участники этой работы должны понимать, какие действия им необходимо совершить, как этот процесс будет обеспечен с финансовой точки зрения.
И еще. В свое время у нас прошли оживленные дискуссии на тему пропорций федерации и регионов в общих объемах финансирования национальных проектов. По их итогам были достигнуты конкретные договоренности, и очень важно, чтобы в текущих непростых условиях эти договоренности строго исполнялись всеми участниками».