7 февраля 2011 года в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Вопросы художественного образования в проекте нового федерального закона об образовании»

7 февраля 2011 года в Госдуме состоялись парламентские слушания на тему «Вопросы художественного образования в проекте нового федерального закона об образовании».

Открывая парламентские слушания, заместитель Председателя Госдумы Светлана Журова Журова Светлана Сергеевна Журова
Светлана Сергеевна
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 111 (Всеволожский – Ленинградская область)
отметила: «Художественное образование является одним из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности и творческой индивидуальности. Сегодня мир озабочен ситуацией, сложившейся во всеобщем художественном образовании. Еще в 2006 году Генеральный секретарь ЮНЕСКО Коитиро Мацуура на конгрессе, посвященном художественному образованию, сказал, что «мир катится к катастрофе – из школы изымаются предметы художественной направленности, ребенок оказывается оторван от культурных традиций своей страны. Не развивается образное мышление, креативность – то, без чего не вырастет ни физик, ни химик, ни бизнесмен».

Заслуги России в сфере культуры и искусства признаны во всём мире. И высокие достижения в этой области обусловлены, в первую очередь, уникальной системой художественного образования, сложившейся в нашей стране. Где особенно важную роль играют детские школы искусств и учреждения, реализующие образовательные программы в области искусства. С их хорошо зарекомендовавшими себя формами поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи. Но сегодня важно не только сохранить сложившейся в нашей стране систему воспитания и подготовки специалистов творческих профессий, но и создавать необходимые условия для дальнейшего ее совершенствования и развития.

Среди причин, препятствующих развитию художественного образования, можно назвать:

— недооценку роли художественной культуры как важнейшего фактора развития современного российского общества;

— отведение второстепенной роли предметам художественно-эстетического профиля в общем образовании на всех его ступенях;

— не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного процесса.

Сегодня, в целях сплочения нации и государства, как никогда, необходимо объединение всех творческих сил, способствующих сохранению культурного достояния страны. У нас разные корни, разные традиции, разный индивидуальный опыт. Но в вопросах художественного образования мы должны помнить о том, что уже многие сотни лет нас объединяют не только семейные, родственные, национальные, профессиональные, но и культурные связи.

Самая главная задача сегодня состоит в том, чтобы на всех уровнях власти – федеральной, региональной и муниципальной – изменилось отношение к художественному образованию. Необходимо всем понять, что это – не развлечение, не досуг, а важнейшее, ничем не заменимое, мощное средство формирования духовной, целостной личности гражданина».

Министр культуры РФ Александр Авдеев указал на неэффективность системы воспитания и неадекватность оплаты труда преподавателей общеобразовательных школ и преподавателей школ искусств. Свою точку высказали также советник Президента РФ по культуре Юрий Лаптев, заместитель Председателя Госдумы Владимир Жириновский Жириновский Владимир Вольфович Жириновский
Владимир Вольфович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Политической партией ЛДПР - Либерально-демократической партией России
, заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин Смолин Олег Николаевич Смолин
Олег Николаевич
Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 140 (Москаленский – Омская область)
.

С докладами выступили председатели Комитета по культуре Григорий Ивлиев Ивлиев Григорий Петрович Ивлиев
Григорий Петрович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
и Комитета по образованию Григорий Балыхин Балыхин Григорий Артёмович Балыхин
Григорий Артёмович
Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
.

Участники слушаний отметили, что в настоящее время основополагающими законодательными актами в сфере образования являются Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266–1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако в действующем законодательстве об образовании не получила должного отражения и регулирования специфика художественного образования.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 30 ноября 2010 года поставлена задача в течение 2011 года для каждой школы создать проект школы будущего – видение того, как может развиваться школа. По мнению участников слушаний, в этой связи крайне важно развивать художественную составляющую в общем образовании, насыщать его предметами, направленными на эстетическое воспитание детей. Над этой задачей необходимо работать на серьезном уровне, в том числе провести научно-исследовательскую работу, направленную на то, чтобы определить оптимальный, обоснованный объем включения в школьные программы составляющей художественного образования и эстетического воспитания, виды и направленность таких предметов.

Подчеркивалось, что необходимо работать над обеспечением реализации прав детей на художественное образование по двум равно важным направлениям: как части общего права на образование и как права на предпрофессиональное образование в области искусства.

Участники слушаний одобрили положения проекта нового федерального закона об образовании, направленные на совершенствование правового регулирования статуса и деятельности образовательных организаций в области искусства, в том числе детских школ искусств, учреждений, реализующих интегрированные образовательные программы в области искусства, ассистентуры-стажировки, на закрепление специфики реализации всех образовательных программ в области искусств.

Участники слушаний рекомендовали Министерству образования РФ совместно с Министерством культуры РФ обеспечить наиболее полное отражение специфики реализации образовательных программ в области искусства в проекте нового федерального закона об образовании.

Государственной Думе рекомендовано ускорить принятие законопроектов «О внесении изменений в Закон РФ „Об образовании“ и Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“, „О внесении изменений в Закон РФ „Об образовании“ (в части среднего профессионального образования в области искусства) и „О внесении изменений в Закон РФ „Об образовании“ и в Федеральный закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства) в доработанной по предложению ответственного Комитета редакции.